В-третьих, необходимо обеспечить дальнейшую разработку теории стратегического планирования на предприятии, повысить качество и практическую значимость разработок в этой сфере.
В-четвертых, следует создать в масштабах страны систему мониторинга состояния стратегического планирования на предприятиях под научным руководством РАН и при участии министерств и ведомств, ответственных за разработку и реализацию эффективной социально-экономической политики.
В-пятых, ведомствам, ответственным за образование и науку, ректорам вузов рекомендовано увеличить объем преподавания в высшей школе для студентов экономических и управленческих специальностей дисциплин, связанных с теорией и практикой стратегического планирования на предприятиях, стимулировать подготовку, издание и переиздание лучших учебников и учебных пособий, справочных и методических материалов в данной области.
Среди других рекомендаций - предложение организовать региональные научно-практические конференции-совещания по обсуждавшейся теме, расширить практику привлечения к этим мероприятиям консалтинговых структур. Отдельным пунктом записана рекомендация федеральным министерствам и ведомствам образования, науки, промышленности и энергетики по согласованию с фондами поддержки научных исследований обеспечить целевое финансирование в виде грантов на организацию и проведение соответствующих исследований и разработку по совершенствованию систем стратегического планирования на российских предприятиях.
Успех экономических реформ в России невозможен без существенных преобразований промышленных предприятий основного структурообразующего элемента экономики. Развитие методов стратегического планирования и расширение их использования на предприятиях относятся к числу ключевых средств, которые позволяют повысить уровень и эффективность управления [17; с. 127].
Заключение
Таким образом, в данной работе мы определили, что цель в самом общем смысле– это идеальный конечный результат, а стратегия – оптимальный путь к достижению цели.
Также было выявлено, что существует три типовых модели портфельного анализа, эффективность которых очень высока за рубежом, но пока что предоставляет сомнение в применении их на российских предприятиях. Скорее всего, придется разрабатывать модели, приспособленные к российской действительности или корректировать существующие модели под наш менталитет и особенности экономики нашей страны.
В первом параграфе третьей главы мы прояснили вопрос о принципиальной необходимости разработки и внедрения стратегии развития компании. Грамотная и взвешенная стратегия развития бизнеса есть не цель, а средство реализации планируемого будущего компании, средство самовыражения и путь к обеспечению стабильного дохода для менеджмента и акционеров компании.
Степень актуальности стратегического планирования в современной России можно косвенно оценить по уровню спроса российских компаний на соответствующие консалтинговые услуги. Результаты анализа, проведенного в 19-ти отраслях экономики России, включая машиностроение и металлообработку, нефтяную и нефтегазовую промышленность, фармацевтику, строительство, сельское хозяйство, связь, банки и другие, показывают, что стратегическое планирование сегодня является уже весьма актуальной проблемой российского бизнеса. Обобщая отношение предприятий к этой проблеме, ее можно поставить на 5 место по значимости после проблем финансового характера (включая проблемы привлечения инвестиций и оптимизации налоговых платежей), юридического характера, проблем развития информационных технологий и проблем оценки собственности и бизнеса. Объем платных услуг по вопросам стратегического планирования, оказанных российским предприятиям в период с 1 января 1999 года по 30 июня 2000 года, оценивается в 377 млн. рублей. А ведь еще каких-нибудь 10 лет тому назад большинство руководителей российских предприятий не только не были готовы платить за услуги по решению проблем стратегического планирования, они просто не понимали постановки вопроса [8; с. 15].
Нельзя не согласиться с рекомендациями, предложенными на V Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий». Конечно же, необходимо обеспечить дальнейшую разработку теории стратегического планирования на предприятии, повысить качество и практическую значимость разработок в этой сфере. Следует создать в масштабах страны систему мониторинга состояния стратегического планирования на предприятиях под научным руководством РАН и при участии министерств и ведомств, ответственных за разработку и реализацию эффективной социально-экономической политики. Ведомствам, ответственным за образование и науку, ректорам вузов рекомендовано увеличить объем преподавания в высшей школе для студентов экономических и управленческих специальностей дисциплин, связанных с теорией и практикой стратегического планирования на предприятиях, стимулировать подготовку, издание и переиздание лучших учебников и учебных пособий, справочных и методических материалов в данной области.
В России стратегическое планирование постепенно входит в практику. Многие компании, в первую очередь крупные ОАО, приглашают экспертов со стороны, которые способны проанализировать сложившуюся на предприятии ситуацию и предложить рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия и помочь в разработке стратегии развития. Безусловно, если даже при существующем уровне обучения менеджеров, процесс внедрения практики разработки стратегии начался, то при совершенствовании существующей программы обучения менеджеров стратегическому менеджменту, скоро в нашей стране на любом, даже самом малом предприятии будет и миссия и цель и стратегия, грамотно сформулированная высококвалифицированными специалистами.
[1] Под программой понимается взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленный на достижение поставленной цели.