2) коэффициент использования производственной мощности
где
N- производственная мощность фирмы за тот же период (максимально возможный выпуск продукции);
3) коэффициент сменности работы технологического оборудования
где
- количество единиц оборудования, стоящего в резерве и ремонте;
- количество единиц оборудования, работающего в одну смену;
- то же в две смены;
- то же в три смены;
4) коэффициент экстенсивного (во времени) использования ведущего оборудования;
5) коэффициент интенсивного ( по производительности) использования ведущего оборудования.
Факторный анализ фондоотдачи
Исходные данные для факторного анализа фондоотдачи приведены в табл. 4.4.
Расчёт влияния отдельных факторов на фондоотдачу.
1. Изменение фондоотдачи при изменении структуры ОПФ
2. Изменение фондоотдачи при изменении сменности работы оборудования
3. Изменение фондоотдачи при изменении удельного веса кооперированных поставок в себестоимости продукции
4. Изменение фондоотдачи при изменении объема производства
Вывод: наибольшее влияние на фондоотдачу оказал второй фактор
Эффективность использования оборотных средств анализируется по следующим показателям:
1) оборачиваемость оборотных средств (число оборотов за год)
где - средний остаток обработанных средств в конце рассматриваемого периода;
2) время оборота оборотных средств в днях
3) коэффициент закрепления оборотных средств за единицей выпускаемой продукции
4) коэффициент использования i-го вида материала в производстве;
5) экономический эффект внедрения мероприятий по снижению норм расхода материалов
Сущность SWOT-анализа
При разработке стратегических планов многие фирмы применяют SWOT-анализ (рис. 4.4).
В проанализированной нами литературе сущность SWOT-ана-лиза раскрывается укрупнено. Он является одним из первых этапов стратегического планирования. На наш взгляд, идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
SWOT-анализ нами предлагается разбить на ряд этапов.
На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы - конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:
• патентоспособность выпускаемых товаров;
• цена товаров;
• прогрессивность технологии;
• квалификация кадров;
• стоимость ресурсов, применяемых фирмой;
• возраст основных производственных фондов;
• географическое расположение фирмы;
• инфраструктура;
• система менеджмента (в т. ч. маркетинга);
• сила конкуренции на "входе" и "выходе" системы менеджмента фирмы и др.
На втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспособности: на 0-м уровне - комплексный показатель конкурентоспособности конкретного товара; на 1-м уровне - полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на 2-м уровне - конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным деревом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.
На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.
На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.
На последнем, пятом этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стратегии фирмы (этот вопрос рассматривается в курсе "Стратегический менеджмент").
Сегодняшнее финансовое состояние фирмы определяется качеством и эффективностью системы менеджмента, функционирующей вчера (допустим, в 1995 г.), качеством стратегии фирмы до 1998 г. (включительно). Поэтому анализ финансового состояния фирмы следует начинать с анализа факторов, которые были использованы вчера. Сегодня мы пожинаем плоды вчерашнего труда. К этим факторам рекомендуется относить следующие:
• качество нормативно-технических документов по системе менеджмента, которые были применены вчера (допустим в 1995 г.);
• качество стратегии фирмы (допустим до 1998 г.);
• степень использования конкурентных преимуществ при разработке стратегии фирмы;
• динамика циклов прибыльности товаров фирмы за прошлый период и на перспективу;
• эффективность использования ресурсов;
• динамика конкурентоспособности товаров фирмы на конкретных рынках и фирмы в целом;
• устойчивость функционирования фирмы.
Раскроем содержание перечисленных факторов.
Качество нормативно-методических документов определяется их полнотой по составу и содержанию, обоснованностью рекомендуемых методов, требований, показателей, научных подходов, принципов. Нормативно-методические документы должны охватывать все компоненты системы менеджмента, учитывать научные подходы и принципы менеджмента, международные требования по стандартизации, сохранению экосистемы, безопасности товаров и услуг, взаимозаменяемости объектов и др. Например, если при разработке стратегии фирмы не были использованы международные стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, Рекомендации по сертификации, стандарты по функционально-стоимостному анализу, методики оптимизации технических и социально-экономических процессов, нечего рассчитывать на выпуск конкурентоспособных объектов. Чем быстрее "ковбойский" менеджмент уступит место научному менеджменту, тем успешнее пойдут дела в области конкуренции.