Определение источников финансирования отдельных видов оборотных активов и оптимизация структуры источников их финансирования. Источники финансирования оборотных активов подразделяются на собственные, заемные и привлеченные (рис. 6.2).
К собственным источникам финансирования оборотных активов относятся уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, резервные фонды, нераспределенная прибыль, фонд социальной сферы, целевое финансирование и поступления из бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов. Помимо собственных источников для формирования оборотных активов компании используют источники, приравненные к собственным, — так называемые устойчивые пассивы. К устойчивым пассивам относят ресурсы, длительное время находящиеся в обороте компании, увеличивая ее оборотные средства. Устойчивыми пассивами являются: минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям на соци-
Рис. 6 2 Источники финансирования оборотных активов
альные нужды; минимальная задолженность по резерву предстоящих платежей; платежи заказчиков по частичной готовности продукции (если применяется эта форма расчетов); минимальная задолженность по авансам потребителей (если это предусмотрено договорами); минимальная задолженность покупателей по залогам за тару; остатки средств фонда социальной сферы.
К заемным источникам финансирования оборотных активов относятся краткосрочные кредиты и займы, коммерческие кредиты, инвестиционный налоговый кредит, инвестиционный взнос работников. Кроме того, источником заемных средств служит выпуск в обращение долговых ценных бумаг (облигаций, векселей).
К дополнительно привлеченным источникам финансирования оборотных активов относится также кредиторская задолженность, обусловленная принятой системой расчетов, а также нарушением платежной дисциплины, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов.
Дополнительным способом финансирования оборотных активов также является метод, основанный на комбинации предоплат и консигнационных сделок. Данный подход базируется на том, что предоплата, являясь фактором минимизации риска для компании-продавца, дает возможность временного высвобождения денежных средств, с помощью которых можно пополнять оборотный капитал. С другой стороны, условия консигнации предусматривают отсрочку платежа за уже поставленную продукцию. Компания, находящаяся между производителем и конечным потребителем товаров, формирует портфель заказов, в определенной его части на условиях предварительной оплаты. В зависимости от характера поставляемого товара, размера заказа, условий доставки, дальнейшего технического сопровождения товара (если это необходимо) корректируется размер предоплаты и сроки поставки товаров. В то же время закупка товаров производится у компании-производителя на условиях консигнации. Сроки и суммы предоставляемой консигнации также могут варьироваться в зависимости от характера и размера заказа. Таким образом, у компании, находящейся между производителем и потребителем, образуется определенный размер временно свободных средств. Причем размер этих средств и сроки пользования ими обусловлены договорными обязательствами, а следовательно, легко прогнозируемы.
В целях создания благоприятных условий для применения данного метода финансирования компании целесообразно расширить спектр предоставляемых сопутствующих услуг, скидок и гарантий своим контрагентам.
На практике компании используют разные подходы к финансированию оборотных активов. В их основу положено предположение, что для обеспечения ликвидности внеоборотные активы и постоянная часть оборотных активов должны возмещаться за счет долгосрочных пассивов. Различие между подходами определяется тем, какие источники финансирования выбираются для покрытия переменной части оборотных активов. Существуют консервативный, агрессивный и умеренный подходы.
При консервативном подходе переменная часть оборотных активов покрывается долгосрочными пассивами, а постоянная — собственными средствами. Такой подход гарантирует ликвидность, поскольку отсутствует краткосрочная задолженность. Однако он является дорогостоящим. Долгосрочные обязательства, как правило, имеют большую стоимость и требуют постоянного обслуживания. Большие издержки по привлечению долгосрочного финансирования порождают риск снижения доходности собственного капитала.
Консервативный подход приоритетен в случаях инфляционного увеличения стоимости краткосрочных источников финансирования оборотных активов, нестабильности работы компании и отсутствия надежных прогнозов в поступлении денежных средств, предоставления льготных условий долгосрочного заемного финансирования (например, по правительственным программам).
Агрессивный подход к финансированию оборотных активов состоит в использовании краткосрочной задолженности для покрытия в полном объеме переменной части оборотных активов. Долгосрочные пассивы при этом подходе служат источником покрытия внеоборотных активов и постоянной части текущих оборотных активов, т.е. того минимума, который необходим для хозяйственной деятельности в нормальных, обычных условиях. Риск потери ликвидности при агрессивном подходе максимален и увеличивается вероятность расхождения поступлений и платежей. В случае срочного погашения всех краткосрочных обязательств компания будет вынуждена продавать даже основные средства. Преимущество этого подхода состоит в дешевом способе покрытия текущих активов. В периоды острой потребности в денежных средствах (при недостаточности краткосрочных обязательств) могут привлекаться краткосрочные банковские ссуды.
Умеренный подход к финансированию активов предполагает сочетание риска и доходности с целью максимизации рыночной оценки компании. В этом случае внеоборотные активы, постоянная часть оборотных активов и примерно половина переменной их части покрываются долгосрочными пассивами. Вторая половина переменной части оборотных активов должна финансироваться за счет краткосрочной задолженности. При этом подходе все решения по управлению оборотным капиталом оцениваются с точки зрения максимизации цены в рамках общей финансовой политики (необходимость дивидендных платежей, реализация инвестиционных программ, возможность оптимизации периодов кредиторской и дебиторской задолженности и т.п.).
Можно сделать вывод, что основным различием трех подходов к финансированию оборотных активов является величина краткосрочной задолженности, используемой при проведении каждого из них. Агрессивный подход предполагает наибольшее использование этого источника, тогда как консервативный — наименьшее (умеренный подход находится посередине).
Политика управления оборотными активами опирается на финансовые нормативы, разрабатываемые компанией. Основными из таких нормативов являются:
• норматив собственных оборотных активов компании;
• система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;