В статье 40 Закона «О защите прав потребителей» определены полномочия государственных органов управления по установлению требований к продукции и контролю за их соблюдением. Основные государственные органы, ответственные за качество и обеспечение безопасности товаров (работ, услуг), - Госстандарт, Госсанэпидемнадзор, Госкомэкология, Министерство природных ресурсов, Министерство промышленности и другие органы в пределах своей компетенции. Согласно данному Закону они устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за их соблюдением; направляют предписания об устранении нарушений требований по безопасности, о снятии с производства, прекращении реализации, отзыве таких товаров от потребителей и информировании потребителей; предъявляют иски в суды к изготовителям в случае нарушения ими требований по безопасности.
Национальным органом по сертификации товаров выступает Госстандарт. На него Законом возложена координация деятельности органов государственного управления, осуществляющих контроль за безопасность товаров.
Статья 41 Закона устанавливает основания для применения санкций государственными органами, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров для потребителей. За нарушение правил сертификации, испытательными лабораториями установлен штраф в размере двукратной стоимости работ по сертификации. Если товары реализуются с нарушением правил по сертификации, то штрафом облагаются изготовители (продавцы) в размере стоимости реализуемых товаров. Ответственность за подобные нарушения несут также руководители предприятий-изготовителей и органов по сертификации.
В более широком аспекте правовые основы сертификации обеспечивает Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» принят 10 июня 1993 года (в новой редакции от 22.11.2001) № 5151-1. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов в России, а также права, и обязанности и ответственность участников сертификации. В развитие положений Закона издаются подзаконные акты, в том числе постановления Правительства, нормативные акты министерств и ведомств, принимаемые в соответствии с их компетенцией, которые регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.
В Законе установлены цели сертификации, определен национальный орган по сертификации – Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ), определены основные направления его деятельности по сертификации.
«Сертификация осуществляется в целях:
- создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
-защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер».[3]
В области сертификации Законом определены следующие обязанности Госстандарта:
- «формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
- проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;
- опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
- готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;
- представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации». [3]
Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены:
- государственные органы (Госстандарт и др.);
- организации, которые создают систему сертификации;
- испытательные лаборатории;
- центральные органы сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции;
- изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).
Закон закрепляет положение о том, что в систему сертификации конкретных видов однородной продукции. Причем, все они должны руководствоваться едиными правилами, принципами и документами, хотя могут иметь свою специфику. Именно такой объединяющей системой в России является система обязательной сертификации ГОСТ Р.
Согласно Закону осуществлять руководство и координацию мероприятий по сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе Федерального Закона «О связи», а испытания осуществляются в уполномоченных испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом. Сертификат соответствия выдается органом исполнительной власти в области связи.
Законом определяются следующие формы контроля:
- государственный контроль и надзор;
- государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
- инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией.
Орган сертификации не имеет права на имущественные санкции в отношении нарушителей Закона. Если выявлено несоответствие продукции или нарушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответствия. Инспекционный контроль за деятельностью центральных органов в системах сертификации, так же как и органов по сертификации и испытательных лабораторий, организует Госстандарт и другие органы государственного управления в соответствии с профилем сертификации. Этот вид инспекционного контроля опирается на положение об аккредитации.
Поэтому при выявлении нарушений этих положений контролирующие органы имеют право лишать участников сертификации возможности продолжать свою деятельность.
В дополнение к инспекционному контролю органы по сертификации и испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору, который проводит Госстандарт РФ. Его цель – проверка соблюдения сертификационными органами и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к нарушителям в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».