10 | Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам | - | Испытание образцов, взятых у продавца и (или) у и изготовителя | |||
10а | Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым документам | Анализ состояния производства | Испытание образцов, взятых у продавца и (или) у и изготовителя. Анализ состояния производства. | |||
- схему 2 – для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля образцов продукции, отобранных из партий, завезенных в РФ;
- схему 3 – для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнений;
- схему 4 – при необходимости всестороннего и жесткого инспекционного контроля продукции серийного производства.
Схемы 5 – 6 рекомендуется применять при сертификации продукции, для которой выполняются следующие условия:
- реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;
- технологические процессы чувствительны к внешним факторам;
- установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;
- сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;
- характерна частая смена модификаций продукции;
- продукция может быть испытана только после монтажа у потребителя.
Условием применения схемы 6 является наличие у изготовителя системы испытаний, которая включает контроль всех характеристик на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации такой продукции, что подтверждается выпиской из акта проверки и оценки системы качества.
Схему 6 возможно использовать и при сертификации импортируемой продукции поставщика (неизготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицированных характеристик и их назначение соответствуют требованиям нормативных документов, применяемых в РФ.
Схемы 7 – 8 рекомендуется применять тогда, когда производство или реализация продукции носит разовый характер.
Схемы 9 – 10а основаны на использовании в качестве доказательства соответствия (несоответствия) установленным требованиям декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие продукции установленным требованиям.
Условием применения схем 9 – 10а является наличие у заявителя всех необходимых документов, прямо или косвенно подтверждающих соответствие продукции заявленным требованиям. Если указанное условие не выполнено, орган по сертификации предлагает заявителю сертифицировать продукцию по другим схемам сертификации с возможным учетом отдельных доказательств соответствия из представленных документов.
Схемы 9 – 10а рекомендуется применять в следующих случаях:
- схему 9 – при сертификации неповторяющейся партии небольшого объема импортной продукции, выпускаемой фирмой, зарекомендовавшей себя на мировом или российском рынках как производителя продукции высокого уровня качества, или единичного изделия из комплекта изделий, приобретаемого целевым назначением для оснащения отечественных производственных или иных объектов, если по предоставленной технической документации можно судить о безопасности изделий;
- схему 9а - при сертификации продукции отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в установленном порядке, при нерегулярном выпуске этой продукции по мере ее спроса на рынке и при нецелесообразности проведения инспекционного контроля;
- схемы 10 – 10а – при положительном производстве отечественной продукции небольшими объемами.
Схемы 1а, 2а, 3а, 9а и 10а рекомендуется применять вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10, если у органа по сертификации нет информации о возможности производства данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями.
Необходимое условие применения схем 1а, 2а, 3а, 9а и 10а – участие в анализе состояний производства экспертов по сертификации систем качества (производства) или экспертов по сертификации продукции, прошедших обучение по программе, включающей вопросы анализа производства.
При проведении обязательной сертификации по этим схемам и наличии у изготовителя сертификата соответствия на систему качества (производства) анализ состояния производства не производится.
Конкретную схему сертификации для данной продукции определяет орган по сертификации.
Основные задачи по развитию сертификации сводятся к следующим моментам:
- организационно-методическое совершенствование;
- сертификация экспортируемых товаров;
- развитие сравнительных испытаний.
Организационно-методическое совершенствование
Введение в 1992 году в России обязательной сертификации обеспечило значительный социально-экономический эффект. Оно отразилось на снижении затрат федерального бюджета на обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья людей и защиты окружающей среды; уменьшении числа случаев подделки товаров. Обеспечило практическую реализацию прав потребителей на выбор товара надлежащего качества; повышение качества услуг в торговле; предотвращение поступления на отечественный рынок значительного количества некачественной и небезопасной продукции.
Вместе с тем необходимость решения таких задач, как снижение доли затрат на сертификацию в себестоимости продукции; дальнейшее сближение практики сертификации продукции с требованиями ЕС; усиление активного влияния на качество производимой продукции и др., потребовала внесение изменений в Закон «О сертификации продукции и услуг».
Концептуальные положения этих изменений характеризуют новое в сфере сертификации. Это необходимость более четкой регламентации подтверждаемых требований стандартов и полномочий федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за организацию сертификации, а также порядка составления перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации; передача утверждений перечня групп продукции в компетенцию Правительства, а определение конкретной номенклатуры – федеральным органам власти, участвующим в сертификации в рамках своей компетенции.