Трудно сказать, самому ли Форду или кому-нибудь ещё из его сослуживцев первому пришла в голову идея модели «Т», сборочного конвейера, 5-ти долларовой оплаты рабочего дня и других новаций, прославивших «Форд мотор компани» на весь мир. В период успешной деятельности компании под началом Форда работало не мало талантливых инженеров и менеджеров, но все лавры достались ему одному. Однако у Форда имелась своя оригинальная концепция автомобильного бизнеса, именно он определял цели и стратегию компании, принимал окончательные решения, какие проекты реализовать, а какие отбросить. Он мог компетентно судить обо всех производственных вопросах, так как прекрасно разбирался в технике и технологии автомобилестроения. Идея максимальной рационализации производства, как и понимание необходимости усовершенствовать отношения между капиталом и трудом, доказали свою жизненность.
Совершенствование автомобиля Генри считал основной задачей компании, а финансирование, продажу и менеджмент – производным и второстепенным. Будучи механиком по призванию, автомобильный король не сумел стать ни гибким коммерсантом, ни хорошим менеджером. Потребительские свойства выпускаемого продукта он поставил в зависимость от расширения и удешевления производства. «Дженерал моторс», в отличие от «Форд мотор компани», и другие конкуренты сумели поставить автомобильный бизнес на гибкую, динамичную основу маркетинга.
Ему мешало и однобокое, предвзятое отношение к финансовому капиталу, кредиту и ценным бумагам. Форд отбрасывал такой важный источник финансирования производства, как выпуск акций.
Доходя до всего «своим умом» и осуществляя волевое, единоличное руководство, он часто пренебрегал советами квалифицированных специалистов. Из научного менеджмента ХХ века он заимствовал исключительно рациональное построение производственного процесса, но игнорировал другие его направления.
Форд не уделял внимания подготовке профессиональных менеджеров, пренебрегал морально-психологическими факторами. Между тем ещё Тейлор подчёркивал, что никакую благотворительность рабочий не ценит так высоко, как дружеское общение с ним руководства; он специально останавливался на значении воспитания «более умелых и интеллигентных рабочих» и считал профсоюзы полезным элементом в гармонизации отношений между предпринимателями и рабочими. Ничего этого не было у Форда. Работа и только работа выполняет роль учителя и руководителя, а чтобы работать рука об руку, незачем «нравиться друг другу», повторял Генри Форд.
Конечно, такая крупнейшая компания как «Форд мотор компани» не могла обойтись без менеджмента, отлаженной системы управления в высшем и среднем звене, включая и филиалы компании. Но в целом фордовский стиль руководства был авторитарным, а принятие решений – интуитивным. Ни один промышленник не превзошел Форда в концентрации индустриальной мощи и ускорения производственного процесса, но не один так не цеплялся за устаревшую систему администрирования и допотопные методы ведения бизнеса.
Зато интересы Генри Форда были намного шире и разностороннее, чем у любого банкира и менеджера. Электрификация сельского хозяйства, промышленные посёлки, новые материалы для изготовления автомобиля, утилизация отходов, обработка сои и льна, новые паровые турбины, самолёты и дирижабли, промышленные стандарты и эксплуатация железной дороги – вот далеко не полный перечень того, что «держал в голове» Форд. Необычайная популярность механика-самоучки опиралась не на демагогию и обман доверчивой публики, а на реальные успехи и достижения, в основе которых – стремление удовлетворить потребителя.
Современники не зря прозвали Генри «идеалистом», имея при этом в виду, что он вёл дела не по каким-то канонам и правилам, а как сам считал нужным. Его «руководящая идея» представляется своеобразным «сплавом» технократизма и патриархальности. По словам американского писателя Э. Синклера, Генри Форд был супермехаником с кругозором упрямого фермера, который считал, что люди будут пользоваться машинами и удобствами нового мира, сохраняя идеалы старого. Многие его идеи были обращены в прошлое или возникли на почве неприятия «новой Америки». Форд исповедовал пуританские принципы общественно-полезного труда, праведного, трудового обогащения, подразумевающего усердие, чувство долга, безупречную нравственность, умеренную прибыль и разумные траты. Любовь к техническому прогрессу в сочетании с консервативными идеалами и защитой традиционных ценностей составляют одну из типичных черт «американского характера».
Генри Форд – человек крайностей. Когда он был хорош, он был велик; когда он стал плох, он стал отвратителен. Казалось, особенно в позднем возрасте, когда его власть и положение укреплялись, он продолжал двигаться то назад, то вперёд, но так и не достиг зрелости. Он «перерос полноценность своей индивидуальности». Генри Форд превратился в «загнанный» автомобиль. [10] [14] [15]
Приложение
Таблица № 1
Годы | Цены в долларах | Количество выпущенных автомобилей |
1909-1910 | 950 | 18664 |
1910-1911 | 780 | 34528 |
1911-1912 | 690 | 78440 |
1912-1913 | 600 | 168220 |
1913-1914 | 550 | 248317 |
1914-1915 | 490 | 308213 |
1915-1916 | 440 | 533921 |
1916-1917 | 360 | 785432 |
1917-1918 | 450 | 706584 |
1918-1919 | 525 | 533706 |
1919-1920 | 575 до 440 | 996660 |
1920-1921 | 440 до 355 | 1250000 |