рефераты по менеджменту

Генри Форд

Страница
5

Не умея анализировать спрос и соразмерять его с предложением, Форд принимал ошибочные волевые решения и на зарубежных рынках. Бороться с конкурентами в Европе в 20 - 30-е годы он пытался путем расширения производства и строительства новых автозаводов. Однако эти новостройки оказывались убыточными, так как не соответствовали ёмкости национальных рынков. Дилеры компании Форда в Англии не справлялись с заданиями по продажам и предпочитали иметь дело с британскими автомобилестроителями, которые в 1929 году контролировали уже 75% сбыта.

Компания Форда потерпела поражение и в Германии. Если в 1930 году она была на втором месте по продажам, уступая только компании Адама Опеля. То через два года оказалась на 9-ом месте. В 1938 году Форду удалось достичь четвёртого места, но восстановить прежнее положение оказалось невозможным. И в этой стране возможности «Форд мотор компани» подорвало строительство нового автозавода (в Кёльне). [14]

Экономика Веймарской республики переживала тяжелый кризис. Прибывший в октябре 1930 года Форд в Кёльн на закладку нового завода заявил репортёрам, что не видит в Германии никаких экономических трудностей. «Дженерал моторс» же тщательно проанализировала возможности германского рынка, на котором доминировала фирма «Опель». Вместо лобовой атаки на конкурента менеджеры «Дженерал моторс» пошли на соглашение с вышеупомянутой компанией, оказав им крупную финансовую и техническую помощь в обмен на участие в прибылях. Доля «Дженерал моторс» составила 80%, но реконструированная фирма «Опель» заняла ведущее положение в Западной Европе и в 30-е годы контролировала около 40% германского автомобильного рынка. Завод Форда работал с большой недогрузкой, так как каналы сбыта автомобилей находились в руках конкурентов, и капиталы, вложенные в новостройку, не окупались.

В 1936 – 1937 годах «Дженерал моторс» и «Крайслер» официально признали профсоюз автомобилестроителей, который с 1936 года являлся коллективным членом Конгресса производственных профсоюзов (КПП). «Форд мотор компани» категорически отказала своим рабочим в праве на объединение и на коллективный договор.

30-е и 40-е годы стали для Генри Форда периодом «безвременья». Он мало интересовался производством, почти не бывал на заводах. Хотя после модели «А», имевшей кратковременный успех, с конвейеров сходили «форды» новых конструкций прибыли компании оставались низкими.

Крупным последним достижением при жизни основателя компании стал новый авиационный завод в Уиллоу-Ран, на котором в годы второй мировой войны развернулось поточное производство четырёхмоторных бомбардировщиков Б-24 («Либерейтор»), самое крупное в США. Хотя вместо обещанной тысячи боевых машин в 1940 году завод давал до 428 в месяц, это был значительный вклад в технологию самолётостроения. Принцип конвейера позволил снизить стоимость «Либерейтора» с 238 000 в 1942 году до 137 000 долларов в 1944 году. Впоследствии на базе этого завода было начато производство знаменитых Б-29 («Летающая крепость»).

Трактор и электрификация сельского хозяйства

Стремление Форда к рационализации распространялось на всё новые области. Для механизации труда фермеров он с 1918 года начал выпускать тракторы «Фордзон» для внутреннего рынка (в годы первой мировой войны 5000 тракторов были произведены специально для Англии, причём на них могли работать женщины, заменившие мобилизованных на фронт мужчин). «Во время войны правительство проделало эксперимент, для того чтобы сравнить эксплуатационные расходы при работе трактора с хозяйством, использующим лошадиную силу. Расчёт был сделан исходя из высоких цен на тракторы и высокой стоимости транспорта. Кроме того, цифру на амортизацию и ремонт были взяты слишком высокие (см. приложение)». [12]

Стремясь предельно централизовать хозяйственный механизм, он решил присоединить к нему добычу сырья и перевозку топлива. Он выкупил у государства железнодорожную линию Детройт-Толидо-Айронтон, протянувшуюся к угольным копям Западной Виргинии, стал владельцем 16 шахт, 700 000 акров леса, флотилии пароходов, перевозивших по Великим озёрам железную руду, прорыл канал, спрямивший доставку грузов по воде, выстроил несколько электростанций, лесопильных и стекольных заводов. [14]

Форд считал, что крупные индустриальные центры нужно сочетать с развитием мелкой сельской промышленности; не создавая миграции из села в город, а напротив, приближая предприятия к местам жительства. Он показал, насколько целесообразно использовать малые реки для строительства небольших гидроэлектростанций, обеспечивая энергией местную промышленность и занятостью сельских жителей. Для электрификации сельского хозяйства Форд предлагал использовать обветшавшие водяные мельницы, переоборудовав их в электростанции. Несколько таких электростанций он построил на реке Руж и экспериментально доказал правильность своей идеи.

В 20-е годы советские внешнеторговые организации проявляли интерес к тракторам Форда, как к наиболее дешёвым и опробованным на практике. В 1924 году у «Форд мотор компани» было закуплено 8300, а в 1925 году – ещё 12000 тракторов. Компания Форда внесла наиболее крупный вклад в развитие советского автомобилестроения. В мае 1929 года заместитель председателя ВСНХ СССР В. И. Межлаук заключил с Фордом договор о технической помощи в строительстве Горьковского автозавода. [14]

Правда, невнимание Форда к организации сбыта через автомобильных дилеров (никогда не имевших дело с сельскохозяйственной техникой) и игнорирование достижений конкурентов привели к свёртыванию в конце 20-х годов производства тракторов. В 1925 году Форд заинтересовался авиацией и начал строить цельнометаллические трёхмоторные самолёты, совершавшие коммерческие рейсы между Детройтом, Чикаго и Кливлендом. Он раньше других промышленников оценил значение и перспективы нового вида транспорта, но, как и в случае с тракторами, развернуть строительство самолётов на базе производства, узко ориентированного на выпуск и продажу автомобилей, было невозможно без коренной реорганизации управления.

Форд и социализм

У генри Форда была сильная социалистическая жилка, имеющая два корня.

Во-первых, сам он был рабочим человеком и, до того как к нему в голову пришли организационно-производственные идеи, прозябал в глубинке в роли простого фермера и механика. Ничего никогда не читал, кроме школьной христианской хрестоматии и «Бэмби». Терпеть не мог умников и отказался давать своим детям высшее образование. Ненавидел долгие дискуссии и принимал решения быстро, полагаясь на интуицию. Он был абсолютно невежественен во всём, кроме автомобилей. Совершенно не знал, например, американскую историю.

Во-вторых, у него была фундаменталистская закваска. Его христианство было самодельным – типично по-американски. Ему был свойствен сектантский коллективизм. [5]

Форд реализовал в своей вотчине много социальных схем. В 1914 году был создан «социологический отдел» во главе с бывшим священником С. Маркуисом. С его помощью Форд стал отучать своих рабочих от злоупотребления алкоголем, и даже курения. Он считал, что эти пороки ведут к деградации работника. Сотрудники отдела следили за тем, чтобы рабочие обеспечивали свои семьи, а их жёны поддерживали в домах чистоту и порядок. Специальная комиссия обходила жилища рабочих и собирала о них самые разнообразные сведения. Наилучшей рекомендацией считались трезвый образ жизни, счёт в банке, приобретение собственного дома и, конечно, автомобиля «форд», а также хорошие отзывы родственников и соседей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту