Одно и то же решение для разных категорий исполнителей может быть директивным, ориентирующим и рекомендующим. Например, принятое в свое время решение руководства компании IBM о переходе при производстве пишущих машинок на труд роботов было директивным для лиц, ответственных за осуществление этой программы в течение трех лет. Оно было ориентирующим для работников этого цеха, поскольку ставило их в известность, что через три года их труд в том качестве, в котором он осуществлялся, не будет востребован. Одновременно это решение предусматривало подготовку наладчиков, осуществляющих наладку роботов и контроль за их работой. Таким образом, рассматриваемое решение являлось рекомендующим для технически подготовленных работников цеха повысить свою квалификацию и предложить свои услуги уже в качестве наладчиков.
По способу принятия различают выборочные и систематические решения.
Выборочное решение касается одного или нескольких близких аспектов рассматриваемой проблемы.
Систематические решения охватывают проблему в целом во всем многообразии и во взаимосвязи.
По широте охвата выделяют общие и специальные решения.
Общие решения касаются одинаковых проблем относящихся к различным подразделениям организации.
Специальные решения относятся к проблемам присущим только одному подразделению.
В зависимости от системы оценки эффективностиразличают однокритериальные и многокритериальные решения.
Однокритериальные решения, как следует из их названия, позволяют оценивать альтернативы на основе одного «главного» показателя, степень важности которого может вытекать из объективных условий или определяться субъективно лицом, принимающим решение (прибыль, доля рынка, первое место на товарной выставке и т.п.).
Многокритериальные решения требуют для оценки системы показателей, что создает дополнительные трудности, так как необходимо выбрать показатели и оценить их влияние на конечный результат. Как правило, к многокритериальным решениям относятся стратегические решения (выбор поставщика, покупателя, определение оптимума реализации по критериям цены и объема и т.п.).
Среди возможных подходов к подготовке информационных пакетов для руководителей разных уровней, наиболее распространен маржинальный подход. Этот подход основывается на информации о переменных затратах.
В отчете о прибылях и убытках предприятия с использованием показателя маржинальной прибыли можно найти ряд интересных характеристик, которые могут быть полезны руководителю, желающему выяснить, как изменится прибыль предприятия при изменении цены единицы продукции, объема производства и затрат на изготовление этой продукции.
Чтобы охарактеризовать эти показатели, рассмотрим отчет о прибылях предприятия. Допустим, что это предприятие выпускает изделия одного и того же типа, например телевизоры (См. Табл. 2).
Отчет о прибылях и убытках за август 200Х г., ден.ед.
Показатели | Всего | На единицу |
Выручка от реализации (400 шт.) | 200 000 |
500 |
Минус переменные затраты | 120 000 |
300 |
Маржинальная прибыль | 80 000 | 200 |
Минус постоянные затраты | 70 000 | |
Прибыль | 10 000 |
Табл. 2
По определению, маржинальная прибыль - это разность между выручкой от реализации и переменными затратами, т. е. это сумма, направляемая для покрытия постоянных затрат и затем получения прибыли [15;84]. Заметим, что в первую очередь маржинальная прибыль необходима для покрытия постоянных затрат, а затем уже для получения прибыли организацией. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несет убыток от своей деятельности. Предположим, что в середине месяца удалось продать только один телевизор. Тогда отчет о прибылях (маржинальный подход) выглядит следующим образом (См. табл. 3).
Показатели | Всего | На единицу |
Выручка от реализации (1 шт.) | 500 | 500 |
Минус переменные затраты | 300 | 300 |
Маржинальная прибыль | 200 |
200 |
Минус постоянные затраты |
70000 | |
Убыток | 69 800 |
Табл. 3
Для каждого дополнительного телевизора, проданного в течение месяца, 200 ден. ед. маржинальной прибыли будут источником покрытия постоянных затрат. В случае продажи второго телевизора суммарная маржинальная прибыль увеличится на 200 ден. ед., убыток предприятия уменьшится соответственно на 200 ед. и составит 69 600 ден. ед.
Эти рассуждения можно продолжить, предположив, что продано 3,4 и т.д. телевизоров. Когда же предприятие сможет покрыть постоянные затраты, сколько телевизоров нужно для этого продать?
Точка безубыточности – это точка, где доход от продаж равен совокупным затратам. Для решения проблемы алгебраическим способом используем следующее равенство.
|
|
|