Операционный рычаг
В технике рычаг - это средство, с помощью которого можно поднять или передвинуть тяжелый предмет с наименьшими усилиями. Для руководителя термин "рычаг" связан с представлением о том, как можно значительно увеличить прибыль при незначительном увеличении объема продаж. Операционный рычаг - это показатель доли постоянных затрат в структуре общих затрат данной организации. Он значителен на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат по отношению к переменным. Наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где больший удельный вес в составе затрат занимают переменные затраты. Если у предприятия высокий уровень операционного рычага, его прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж и незначительное изменение в объеме продаж приводит к значительному изменению прибыли.
Уровень операционного рычага предприятия при заданном уровне объема продаж рассчитывается по формуле
Маржинальная Уровень операционного прибыль
рычага =
Прибыль
Уровень операционного рычага показывает, как при заданном объеме продаж изменение этого показателя (в процентах) повлияет на изменение прибыли.
Например: Для предприятия X уровень операционного рычага:
30 000: 10 000 = 3;
Для предприятия У этот уровень составит:
60 000 : 10 000 = 6.
Смысл этих цифр заключается в следующем. При заданном изменении объема продаж прибыль предприятия X увеличится в 3 раза, а прибыль предприятия У - в 6 раз. Так, если объем продаж увеличится на 10%, то увеличение прибыли по предприятию X будет в 3 раза больше, т. е. на 30%, а по предприятию У - в 6 раз больше, т. е. на 60%.
Однако следует отметить, что высокий уровень операционного рычага дает положительный эффект, только в случае увеличения объемов производства. В случае же сокращения объемов эффект будет прямо противоположным.
Заключение
В данной работе автором был проведен анализ управленческих решений и их информационного обеспечения. В рамках последнего были рассмотрены два основных правила релевантности информации.
Также были наиболее полно проклассифицированы управленческие решения, в зависимости от различных критериев, с целью их систематизации.
На основе материала работы автор пришел к выводу, что управленческое решение – это вывод о необходимости осуществления какого-либо действия связанного с достижением целей организации и ее членов, либо же воздержание от них. При этом принятие решения представляет собой сравнительную оценку различных вариантов действий и выбор из нескольких альтернатив оптимального варианта действий, который в наибольшей степени отвечает поставленным целям.
В качестве основной модели для принятия управленческих решений рассматривался CVP-анализ. При этом в третьей главе основное внимание было уделено рассмотрению информационной подготовки данного метода.
Автором было установлено, что CVP-анализ устанавливает соотношение между важнейшими показателями, характеризующими деятельность любого предприятия - затратами на производство, его объемом и прибылью. С помощью этого инструмента руководство предприятия может прогнозировать величину прибыли, ее изменение по сравнению с существующим уровнем и на основе этой информации принимать решения по выбору стратегии поведения предприятия.
В расчетах используется маржинальная прибыль, концепция которой была изложена в третьей главе, и норма маржинальной прибыли, т. е. отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации. Рассматриваются также понятия маржинального запаса рентабельности и операционного рычага.
В заключении следует отметить, что CVP анализ действительно является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии. Благодаря такому широкому спектру применения CVP-анализ, несомненно, является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной прибыли организации.