рефераты по менеджменту

Классификация управленческих решений и их информационное обеспечение

Страница
3

Обязательными элементами процесса является наличие поэтапного плана и методов решения, а также их информационное обеспечение. Работа по сбору, обработке и оценке информации проводится на всех этапах процесса, но каждый раз она имеет особенности, отражающие специфику выполняемых действий и решаемых задач, а также стиль работы менеджера [22,134]. Представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности. На практике этот процесс более сложен и допускает параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений.

Классификация управленческих решений

На первый взгляд может показаться, что классификация — чисто формальный и необязательный момент в процессе принятия решения, но на самом деле это не так. Необходимо по­мнить, что надо принять не просто решение, а эффективное решение, т.е. дающее наибольший результат, который во многом будет зависеть от того, насколько соблюдены правила принятия решения. Каждый вид решения имеет собственные правила.

Только правильно классифицированное решение позволит лицу, его принимающему, ответить на вопросы:

Как срочно нужно принять решение?

Кто полномочен, принять решение?

С кем следует проконсультироваться?

Кто будет утверждать решение?

Кого необходимо проинформировать относительно данного решения?

В зависимости от ответов на эти вопросы будут определяться информация, необходимая для принятия решения; возможные ограничения при его принятии; способ фиксации и оформления; направление использования коммуникаций.

В современной литературе, посвященной управленческим решениям существует большое количество самых разнообразных критериев, которые могут быть положены в основу классификации решений.

По источнику появления решения делятся на две группы: инициативные и по предписанию.

Инициативные решения принимаются, как правило, от­дельным лицом или группой лиц, занимающих достаточно высокое, главенствующее положение в организации. Это не значит, что с инициативными решениями не могут выступать руководители среднего и низшего звена, но принимаемые ими решения чаще являются конкретизацией решений, при­нятых на высшем уровне.

Решения по предписанию (во исполнение) принимаются в основном в развитие и дополнение инициативных решений с учетом тех целей и задач, которые стоят перед данным под­разделением.

По степени воздействия на объект различаются оператив­ные, тактические и стратегические решения, рассмотрим их сравнительную характеристику (См. Табл. 1.).

Признак решения

Тип решения

Оперативное

Тактическое

Стратегическое

Сфера действия

Низовые звенья, участки, рабочие места

Подразделения или подсистемы управляемого объекта

Управляемый объект в целом (предприятие, организация и т. д.)

Степень сложности решаемой проблемы

Невысокая (несколько факторов учитываемых сравнительно легко)

Умеренная

Повышенная (большое количество переменных критериев)

Степень структурированности проблемы

Проблемы хорошо изуче­ны, четко структуриро­ваны, логически осмыслены

Умеренно структурирова­на, известно, что надо делать на каждом этапе, может меняться последовательность этапов и их содержание

Неструктуриро­ванная, уникальная проблема (каждая проблема новая, не похожа на другие)

Горизонт решения

Дни, недели, декада, месяц

Недели, месяцы, год

Годы, десятки лет, срок жизни поколения

Периодичность решения

В реальном масштабе времени

Регулярная

Нерегулярная

Характер результатов решения

Запрограммированный

Желаемый

Ожидаемый

Уровень руководства, принимающего решения

Низший уровень

Все уровни

Высший уровень и другие в случае необходимости

Входная информация

Календарные планы, графики заявки, сводки

Планы, сводки, отчеты, прочие управленческие документы

Научно-техниче­ская и экономиче­ская информация, плановые и отчетные сводные документы

Обработка информации

Информационно-вычислительные операции, составление отчетов, сводок, регулирование по отклонениям

Информационно-вычислительные операции, оптимизация, вариантное планирование, моделирование

Анализ,

сопоставление и экспертная оценка информации, моделирование

Доля интеллектуаль­ной, творческой деятельности

Незначительная

Умеренная

Высокая

Выходная информация

Отчеты, сводки, графики, оперативные решения

Планы, сводки, отчеты, текущие решения

Цели, директивы, экономическая, социальная и организационная политика, перспективные планы, програм­мы развития

Источники информации

Преимуществен­но внутренние

Внутренние и внешние

Внешние

Предметная область

Точно

определенная,

узкая

Функциональная

Очень широкая, расплывчатая, многофункцио­нальная, меж­дисциплинарная

Направленность информации

Прошлая, текущая

Недалекое будущее

Будущая

Частота использо­вания информации

Высокая

Средняя

Низкая

Точность информации

Большая

Средняя

Небольшая

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту