рефераты по менеджменту

Классификация управленческих решений и их информационное обеспечение

Страница
7

Одним словом, в использовании маржиналь­ной прибыли заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходом предприятий.

CVP - анализ иногда называют анализом кри­тической точки. Под критической точкой пони­мается та точка объема продаж, в которой затра­ты равны выручке от реализации всей продукции, т. е. это тот объем продаж, при котором предпри­ятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Эту точку называют также "мертвой", или точкой безубы­точности, или точкой равновесия. В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как ВЕР (аббревиатура "break – ever point"), т.е. точка рентабельности.

Для вычисления этой точки используются три метода: уравнений, маржинальной прибыли, гра­фический метод.

Рассмотрим каждый из этих методов.

Метод уравнений

Любой отчет о финансовых результатах может быть представлен в виде сле­дующего уравнения:

Выручка - переменные затраты - постоянные затраты = прибыль.

Или в расчете на единицу:

Цена Коли- Пере- Коли- По-

за чество менные чество стоянные При-

еди- • еди- - затраты на • единиц - затраты = быль ницу ниц единицу

Обратимся к нашему примеру.

В точке безубыточности прибыль равна нулю, поэтому эта точка может быть найдена при усло­вии равенства выручки и суммы переменных и по­стоянных затрат[13;161].

500Х = 300Х + 70 000 + 0;

200Х = 70 000;

X = 350,

где X - точка безубыточности, единиц продукции;

500 - цена единицы продукции;

300 - переменные затраты на единицу продукции;

70 000 - общая сумма постоянных затрат.

Точку безубыточности можно рассчитать так­же в денежных единицах. Для этого достаточно умножить количество единиц продукции в точке безубыточности на цену единицы продукции:

350 • 500= 175 000ден. ед.

Метод маржинальной прибыли

Этот метод является разновидностью предыдущего. Мар­жинальная прибыль равна выручке минус переменные затраты. Маржинальная прибыль на еди­ницу продукции равна ее цене минус удельные пе­ременные расходы (т. е. расходы на единицу про­дукции). Суть этого метода вытекает из концеп­ции маржинальной прибыли. Маржинальная прибыль, приходящаяся на единицу продукции, представляет вклад каждой реализованной едини­цы в покрытие постоянных затрат. Сколько еди­ниц должно быть продано, чтобы покрыть все по­стоянные затраты?

Постоянные затраты Точка =

безубыточности Удельная маржинальная

прибыль

В нашем примере

70 000 / 200= 350 ед.

Если известна норма маржинальной прибыли, то точка безубыточности рассчитывается по формуле

Постоянные затраты 70 000

= _ = 175 000 ден. ед.

Норма маржинальной прибыли 40%

Графический метод

Ондает наглядное пред­ставление ВЕР. Нахождение точки безубыточно­сти сводится к построению комплексного графи­ка "затраты-объем-прибыль". Последователь­ность построения заключается в следующем:

1) наносим на график линию постоянных зат­рат, для этого проводим прямую, параллельную оси абсцисс;

2) выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т.е. какую-либо величину объема. Рассчитываем для этой точки величину общих затрат (постоян­ных и переменных) по формуле У = А + ВХ. Стро­им прямую на графике, отвечающую этому зна­чению;

3) вновь выбираем любую точку на оси абс­цисс и для нее находим сумму выручки от реали­зации. Строим прямую, отвечающую этому зна­чению.

Точка безубыточности на графике - это точка пересечения прямых, построенных по значениям затрат и выручки.

На рис. 1 представлено построение этого гра­фика для нашего примера.

Рис. 1

Некоторые руководители предпочитают иметь дело с графиком несколько иного вида, так как на нем можно сразу увидеть, как изменяется при­быль предприятия с изменением объема производ­ства. Такой график называется графиком маржи­нальной прибыли (рис. 2), он строится следую­щим образом.

Рис 2. График маржинальной прибыли

Шаг 1. По вертикали откладываем значение постоянных затрат при условии, что объем про­изводства равен нулю. Эта точка будет находить­ся в зоне убытка.

Шаг 2. Рассчитаем ожидаемую сумму прибы­ли при заданном значении объема производства (он должен быть больше объема в точке безубыточности). Находим соответствующую точку на графике, соединяем ее с точкой, обозначающей сумму постоянных затрат. График прибыли пере­секает нулевую отметку при объеме, равном объ­ему в точке безубыточности. Расстояние по вер­тикали между этими прямыми показывает ожи­даемый убыток или ожидаемую прибыль при различных объемах продаж.

СVР-анализ может быть использован для оп­ределения объема реализации, необходимого для получения заданной величины прибыли. Предпо­ложим, что наше предприятие хотело бы иметь прибыль в размере 40 000 ден.ед. Сколько телеви­зоров оно должно произвести и продать? Решим эту задачу методом уравнений.

Метод уравнений. Если в точке безубыточ­ности выручка равна сумме постоянных и пере­менных затрат, очевидно, чтобы рассчитать задан­ную величину прибыли, нужно прибавить ее к сум­ме затрат:

Выручка = Переменные затраты + Постоян­ные затраты + Прибыль.

500Х = 300Х + 70 000 + 40 000;

200Х= 110 000;

X = 550,

где X - количество проданных телевизоров;

500 - цена продажи единицы; 300 - переменные затраты на единицу продукции; 70 000 - общая сумма постоянных затрат; 40 000 - заданная величина прибыли.

Следовательно, заданная величина прибыли будет получена при объеме продаж 550 ед., в денежном выражении это составит 550 • 500 = 275 000 ден.ед.

Маржинальный запас рентабельности

Маржинальный запас рентабельности - это ве­личина, показывающая превышение объема про­изводства в настоящий момент над объемом про­изводства, определенным для точки равновесия. Так, для принятого в нашем примере объема производства в 550 ед. маржинальный запас рентабельности будет равен 200 ед. продукции (550 - 350) или 200 • 500 = 100 000 ден.ед.

Маржинальный запас рентабельности может быть выражен в процентах.

Маржинальный запас Маржинальный запас в ден.ед. в процентах =

Общая сумма выручки

В нашем примере

100 000 / 275 000 = 36,3%.

Объем продаж должен снизиться (при неизмен­ности других факторов) на 36,3 %, прежде чем предприятие станет нести убытки.

Как должен поступить руководитель, если у предприятия низкий маржинальный запас рен­табельности? Однозначного ответа на этот воп­рос не существует. Очевидно, что начинать нуж­но с анализа структуры затрат на производство продукции на этом предприятии. Какое соотно­шение затрат лучше: высокие постоянные затра­ты или низкие переменные? Опять-таки нельзя категорически сказать, что лучше. Ответ на этот вопрос можно получить, только приняв во вни­мание конкретные обстоятельства конкретного предприятия и конкретную ситуацию на рынке.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту