рефераты по менеджменту

Разработка бизнес-плана внедрения нового продукта на рынок периодических изданий г.Екатеринбурга

Страница
2

Важным шагом в развития самоуправления не только в Украине, но и во всей Европе было распространения Магдебургского права - права городов на самоуправление. Это приводило к экономическому возрастанию регионов. Впервые на Украине это право приобрели города Галицко-Волынского княжества в 1339 году. В 16-17 веке Магдебургское право получили большинство городов Украины. Оно регулировало такие сферы:

- устанавливало порядок выборов;

- определяло функции органов самоуправления, суда, купеческих объединений, цехов;

- решало вопросы связанные с торговлей, опекой, наследованием;

- определяло наказания за преступления;

- узаконивало неравенство в правах, в зависимости от пола, происхождения, вероисповедания.

К сожалению, в 1831 году украинские города были лишены права на самоуправление. Магдебургское право было ликвидировано Указом Николая 1. В Киеве оно было ликвидировано в 1835 году.

Своеобразных форм приобретает местное самоуправление во времена существования Украинского казацкого государства, которое было обусловлено его полково-сотенным устройством (XVІІ-XVІІІ ст.). Полки и сотни одновременно были воинскими и административно-территориальными единицами и пользовались военно-административным самоуправлением.

После подписания в 1654 г. договора между Украиной и Московским государством начинается процесс постепенной ликвидации украинских форм местного самоуправления.

В Украине вводится комендантская система, которая предусматривала административный надзор за деятельностью органов местного самоуправления со стороны русских комендантов.

В дальнейшем в Украине устанавливались общеимперские формы местного самоуправления. После земской реформы в 1864 г. вводится региональное самоуправление (земские собрания на уровне губернии).

В 1870 г. была осуществлена реформа местного самоуправления, которая предусматривала создание городских дум и их исполнительных органов - управ, во главе с городским председателем.

В 17-18 веках появились учения про природные права общества, в соответствии с которыми оно будет равной и независимой от государства частью мира. Таким образом, теоретики природного права увидели в местном самоуправлении самостоятельную форму публичной власти, полем деятельности, которой были местные дела, интересы, которые поднимают териториальные общины.

В Украине идеи местного самоуправления в их природно-правовой интерпретации пропагандировались такими общественно-политическими деятелями, как Н. Драгоманов, И. Франко, М. Грушевский, а также украинскими народниками конца 19 - начала 20 века. Так, в программе Российско-украинской радикальной партии, созданной в 1890 году под идейным влиянием М. Драгоманова, одним из главных задач партии рядом с обеспечением основных прав человека указывался на необходимость достижения автономии территориальных общин.

Идея децентрализации власти и поиска соответствующих форм местного самоуправления были ведущими в творчества большинства представителей прогрессивной украинской интеллигенции того времени. Популярность идеи децентрализации власти среди украинских ученых и политиков имела свои объективные причины. Во-первых, это была своеобразная реакция на чрезмерную централизацию, которая существовала в условиях Русской империи. Во-вторых, децентрализация считалась мерой, которая отворачивает от возможного авторитарного перерождения власти в условиях независимой Украины. И, в-третьих, в самый раз "в конце 19-го начала 20-го веков в некоторых развитых странах состоялось реформирования механизмов в осуществлении публичной власти на основаниях реального местного самоуправления, которое не могло не отразиться на позициях украинской политической мысли.[1] Практические проблемы конституционно-правового развития местного самоуправления в Украине возникали, главным образом, во время его становления конституционным государством. Первая попытка такого становления относится к временам казацкого государства, где изобиловали идеи децентрализации и созданию Конституцию П. Орликом в 1710 году. В этой Конституции в характерных для того времени формулах обобщается практика местного самоуправления и устанавливаются нормы обращения. Понятно, что тогдашнее местное самоуправление нельзя приравнивать с современным, но фактом есть то, что Конституция 1710 года уделяет ему внимание.

Со временем практические проблемы конституционно-правового развития местного самоуправления в Украине возникли в связи с формированием конституционной системы УНР.

В широко известных ныне Универсалах Украинского Центрального Совета (1917-1918 гг.), что заложили основы украинской государственности, значительное внимание отводилось вопросом местного самоуправления как составной части нового демократического конституционного порядка.

Так, в 3-му Универсале ЦР речь шла о демократизации и расширении прав местного самоуправления как органов высочайшей административной власти на местах". Появление 4-го Универсала в секущие 1918 г. прибавила к действующей системе местного самоуправления еще и "Совета рабочо-сельских и солдатских депутатов".

"В провозглашенной 29 апреля 1918 г. Конституции УНР закреплялась определенная система местного самоуправления, которую соответственно ее ст. 5 составляли "земли, волости и общины", а их отношения с государством строились по принципу: "не поднимая единой своей власти, УНР предоставляет своим землям, волостям и общинам право широкого самоуправления, придерживаясь принципа децентрализации".[2]

Политические режимы, которые выступали правопреемниками УНР 1918 года (Гетьманат, Директория), так или иначе, использовали идеи местного самоуправления, как с политической, так и с законодательной целью. Идея широкого самоуправления возрождается до конца 1920 г., когда обрабатываются два официальных проекта Конституции УНР. В этих проектах местное самоуправление включало систему общин, волостей, уездов и высших единиц самоуправления. На уровне общин и волостей выборы в органы самоуправления были прямыми.

Но, несмотря на это, Центральный Совет испытал поражение, одной из главных причин которой было отсутствие административного аппарата.

Итак, конституционные акты и проекты 1914-1920 гг. с их организацией местного самоуправления не воплотились в жизнь - в ноябре 1920 г. УНР прекратило свое существование, но они имеют определенное значение для обогащения современной конституционной теории местного самоуправления, опыта муниципального строительства.

После установления на востоке Украины большевистского режима в 1917-1920 гг. система местного самоуправления была ликвидирована. На украинских землях, оккупированных после первой мировой войны Польшей, Чехословакией и Румынией, местное самоуправление в разнообразной мере сохранилось, но везде оно находилось под контролем колониальной администрации. В годы второй мировой войны и на этих землях местное самоуправление было ликвидировано фашистскими оккупантами.

В Украинской ССР после победы большевиков власть на местах формально перешла к местным Советам рабочих, крестьян и солдатских депутатов, которые выступали органами диктатуры пролетариата, а со временем - местными органами власти социалистического государства.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту