"Согласно ст. 119 Конституции Украины основными задачами местных госадминистраций есть:
- выполнения Конституции Украины и всех других нормативно-правовых актов;
- выполнения разнообразных государственных и региональных программ;
- подготовка и выполнения соответствующих бюджетов;
- взаимодействие с органами местного самоуправления;
- реализация других полномочий.[4]
Так как государственные администрации это не выборные органы, срок осуществления ними своих полномочий неограниченный. Это решает Президент Украины, перед которым ответственный председатель местной администрации. Государственная администрация в лице ее председателя подотчетна и подконтрольна Кабинету министров Украины и соответствующему Совету, который делегирует часть своих полномочий государственной администрации.
Несмотря на то, что областные и районные администрации наделены равными функциями и полномочиями, государственная администрация на уровне области все же стоит выше в вертикале исполнительной власти на местах, так как районы и составляют область, и во многом зависят от областной госадминистрации. Это, прежде всего финансовая поддержка из областного бюджета, внедрения социально-экономических программ развития и др.
Местные госадминистрации в лице ее председателя находятся в двойной подчиненности. Они подотчетны и подконтрольны "по вертикали" Кабинету министров, а "по горизонтали" - соответствующему Совету, которая делегирует часть своих полномочий государственной администрации.
Таким образом, значения местных государственных администраций достаточно большое. Развитие регионов зависит от них, как представителей исполнительной власти. Также как в рамках всего государства власть делится на три части - законодательную, исполнительную и судебную, - так и на местном уровне происходит такое распределение, которое отвечает современным поминаниям про местное самоуправление и демократическое правовое государство.
3. Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Украине.
Анализируя процесс становления независимой Украины за 14 лет ее существования свидетельствует о её хаотическом и противоречивом характере. Таким образом, за 1991-1996гг. были реализованы пять разных моделей публичной власти на региональном и местном территориальным уровне, а с принятием Конституции Украины закреплена полицентристская система власти, что предусматривает в области и в районе органов власти разных по своей природе – областных, районных местных государственных администраций и районных, областных советов. Такой полицентризм власти продемонстрировал низкую эффективность управленческой деятельности и практически не встречается в демократических обществах. Основными недостатками существующей в Украине системы территориальной организации власти есть:
Высокая централизация власти;
Неэффективная организация публичной власти на региональном уровне;
Неэффективное местное самоуправление;
Нерациональная система админстративно-териториального устройства Украины;
1. Низкая эффективность функционирования институтов государственной и муниципальной служб.
Существующие недостатки в системе местного самоуправления обусловили необходимость принятия политической реформы, которая в корне должна изменить существующею систему власти. Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления должны предусмотреть следующие приоритетные направления:
1. Оптимизация системы публичной власти на региональном и субрегиональном уровне путем ликвидации райгосадминистраций и передача их функций и полномочий районным советам (их исполнительным комитетам) и замена функций облгосадминистраций;
2. Становления территориальной системы местного самоуправления – формирование административно-териториальных единиц – «громад»;
3. Совершенствование организации и функционирования системы местного самоуправления;
4. Внедрения новой модели местного самоуправления в громадах;
5. Приближение подачи административных и громадских услуг их потребителям в населенных пунктах, которые входят в состав громад;
6. Законодательное определение места и роли территориальных громад в системе местного самоуправления, их исключительных полномочий;
7. Образование в системе местного самоуправления специальных правоохранительных формирований – милиции местного самоуправления;
8. Укрепление правовых гарантий местного самоуправления.[5]
Выводы.
Проблемы конституционно – правового регулирования организации и функционирования местной власти в условиях строительства независимой Украины особенно важны. Надлежащее их решение должно стать надежным консолидирующим фактором демократического конституционного строя. И, наоборот, пренебрежения ими может превратить это регулирование на дестабилизирующий фактор, тормозящий успешное развитие государства. Местное самоуправление постепенно входит в политическо – правовую жизнь Украинского народа.
Большое значение становления самоуправления имеет исторический опыт и формирование идей самоуправления на протяжении многочисленных столетий. Эти традиции отобразились в Конституции и Законе Украины «Про местное самоуправление». Закон определяет местное самоуправления как из главных институтов дальнейшего развития демократических процессов. В тоже время процесс применения местного самоуправления у нас проходит нелегко. Принцип – центр для регионов – ещё не стал доминирующим. Главное – жизненно не обходимо усовершенствовать законадельство:
Разработать и принять «Муниципальный кодекс», Закон «О коммунальной собственности», «О муниципальной милиции», «О территориальной громаде», «О местных налогах и сборах». После этого необходимо решить много базисных социально – экономических проблем регионов. А развитие регионов, как известно, решение вопросов стабильности и процветания государство в целом.
За прошлые годы местное самоуправление прошло несколько этапов реформирования, смены законодательных актов. Но регионы так и не получили необходимого влияния на улучшения социальной ситуации и до сих пор находятся в роли тех кто постоянно просит деньги. Отсюда недоверие людей местным органам власти.
Для этого регионам необходимы такие полномочия, которые дали б возможность решать все организационные, кадровые, правовые, финансовые вопросы, обеспечив этим успех проведения реформ в стране.
Проведение политической реформы и реорганизация органов местного самоуправления сегодня должна ставится во главу угла. Все это должно заложить основы дальнейшего развития местного самоуправления соответственно принципам демократии и законности, стандартов, закрепленных в Европейской хартии местного самоуправления.