ВСТУПЛЕНИЕ.
Создания суверенного правового демократического и социального Украинского государства происходит вместе со становлением гражданского общества. Одним из важнейших элементов взаимосвязи государства и общества есть местное самоуправление - общественно-политический и правовой институт, который приобретает все большего значения как демократическая форма организации публичной негосударственной власти на местах.
Статья 7 Конституции Украины говорит о том, что в Украине признается и гарантируется местное самоуправление.
Вопросом местного самоуправления посвященный раздел 11 Конституции Украины. Статья 140 Конституции Украины определяет местное самоуправление как право территориальной общины - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселков и городов - самостоятельно решать вопроса местного значения в рамках Конституции и законов Украины.
Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельского, поселкового, городского совета и их исполнительные органы.
Вероятно, чем более развитые правовое государство и гражданское общество, та выше роль и значения самоуправления. Украина - правовое государство (согласно Конституции), а значит, проблемы развития и осуществления самоуправления не могут не волновать. Исторический опыт свидетельствует, что развитие местного самоуправления всегда связанное с определенным колом политических, правовых, административно-территориальных и экономических проблем. Сегодня их надо решать молодому Украинскому государству, которое стремится на цивилизованном уровне строить новые отношения в сфере местного самоуправления.
Не смотря на то, что основы самоуправления в Украине уже закрепленные Конституцией Украины и законами Украины, далеко не все граждане понимают, что же такое местное самоуправление и как оно осуществляется. Низкий правовой уровень населения не разрешает гражданам реально осознать и то, что они являются главными его субъектами.
В нынешнее время тема местного самоуправления в Украине есть очень актуальной, так как от успешного его развития во многом зависит будущее нашего государства. Поэтому местное самоуправление привлекает к себе внимание. Общественное отношение в сфере осуществления территориальной общиной власти на местах стало объектом рассмотрения в работе.
Целью исследования в работе было изучения так называемого института самоуправления в Украине. Исходя, из этого я поставил перед собою такие исследовательские задачи:
1. Проследить исторический путь становления идей местного самоуправления в Украине.
2. Рассмотреть действующую систему самоуправления в Украине.
3. Осветить существенные проблемы, которые возникают при осуществлении самоуправление.
4. Проанализировав состояние местного самоуправления в нынешнее время, сделать выводы относительно его дальнейшего развития.
Для достижения поставленных задач было изучено законодательство Украины относительно местного самоуправления, рассмотренная соответствующая научная литература, статьи в периодических изданиях. При написании работы основным источником было, конечно ж, законодательство, как украинское, так и международные правовые акты. Они являются основной базой для исследования темы, так как именно они определяют осуществления на практике определенных функций и задач самоуправления.
Основной правовой базой исследования стали Конституция Украины, Законы Украины "Про местное самоуправление в Украине", "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских председателей ", "Про местные государственные администрации".
Одним из задач исследования было проследить путь становления самоуправление в Украине. Для этого надо было сопоставить данные из разных источников. Такими источниками являются работы А. Ткачука "Местное самоуправление: мировой и украинский опыт", "История государства и права" под редакцией Рогожина и В. Медведчука "Конституционный процесс в Украине и организация государственной власти и местного самоуправления". Кое-чем отличается от других точка зрения О. Субтильного на развитие украинского самоуправления. Мысли других авторов большей частью совпадают.
Существует много мыслей относительно развития местного самоуправления и решение его проблем. Наиболее удачной я считаю концепции А.А. Коваленка и В.В. Медведчука, которые освещают вопрос теории и практики в правовом регулировании местного самоуправления в Украине. Очень полезно также было ознакомиться с мыслями специалистов относительно местного самоуправления в Украине в журналах "Право Украины", "Местное самоуправление", газете "Голос Украины" и других периодических изданий.
Определив конституционно-правовые принципы организации местного самоуправления, Конституция фактически положила конец поискам вариантов местного самоуправления в Украине, который был обозначен многочисленными противоречиями, а то и противоположными подходами относительно того, быть или не быть местному самоуправлению и каким оно, должно быть.
Но, не смотря на это, местное самоуправление в Украине еще, к сожалению, не стало движущей силой, которая могла бы ускорить демократическое возобновление нашего общества, углубить начатые социально-экономические реформы и разбудить творческую инициативу миллионов граждан. Однако в многочисленных украинских городах появились общественные признаки, которые свидетельствуют: самоуправляющиеся формы общественно-политической и хозяйственной жизни уже приходят на смену жесткой централизации власти и государственному давлению. Возникает необходимость построить четкую вертикаль исполнительной власти, создать условия, которые обеспечили бы системный подход к решению задач, которые назрели в социально-экономическом развитии регионов и городов, усовершенствовать подбор и подготовку управленческих кадров, способных понимать и действовать творчески, нестандартно.
Утверждения реального местного самоуправления в Украине - жизненно необходимое условие его демократического развития, которое служит важной гарантией против возрождения тоталитарного режима. Оно признается такой формой управления местными делами, которые наиболее полно отвечает рыночной экономике и политическому плюрализму, то есть признакам, которые характеризуют гражданское общество и правовое государство.
Идеи местного самоуправления основываются на давних самобытных и самоуправляющихся традициях украинского общества, которые берут свои истоки еще из времен существования территориальной соседской общины. Местное самоуправление развивалось в разных формах и под влиянием разнообразных факторов. В частности, Киевская Русь имела достаточно развитую к тому времени городскую систему, основной чертой которой было общественное самоуправление. Развитию и процветанию Киевской Руси оказывали содействие местные княжества, хотя в дальнейшем расширения автономии привело к распаду государства.