Закончив описание методов запоминания иностранных слов, которых, конечно, существует значительно больше, чем было описано, приступим к способам усвоения различного рода числовой информации. Этому мы посвятим следующие четыре раздела. Полагаем, никого не придется убеждать, что подобного рода информация играет крайне важную роль в наше время. Запоминание номеров телефонов, исторических дат, времени встреч, различных числовых паролей и т. п. является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Первый описываемый нами метод предназначен для запоминания особого вида чисел – исторических дат. Историческая дата – это не только число, но и событие, то есть нечто предметное или, по крайней мере, то, что можно представить предметно. Именно эта возможность предметного представления и лежит в основе описываемого метода. Суть его в том, что историческую дату нужно зарисовать. Пугаться не нужно: панораму Сталинградской битвы рисовать не придется. Нужно лишь попытаться найти цифры, входящие в дату, в каких-нибудь предметах, относящихся к событию, которому дата соответствует. Попытаемся привести пример. Мы хотим запомнить дату Швейцарского похода А. В. Суворова (1799 год). Думаю, что цифру «1» можно не запоминать: это и так ясно. Цифру «7» можно ассоциировать с горным перевалом, который пришлось пересекать русской армии, а «9» ассоциируем первую – с завихрением ветра, вторую – с согнувшимся от стужи и тяжести обмундирования солдатом. Расположим эти кадры слева направо и получим некоторую картинку. Ее нужно запомнить. Не должно пугать то, что метод требует рисования: это не нужно сдавать в художественную школу, рисунок требуется лишь для лучшего усвоения ассоциаций цифр (в конечном счете, в вашем воображении остается еще одна и притом более совершенная «копия», или лучше все-таки сказать оригинал, «эйдос»). Не бойтесь своих ассоциаций.
Чтобы запомнить числа с помощь ЦБК, их необходимо сначала перекодировать в слова, слова же эти потом можно запоминать любым удобным для Вас способом.
Как перекодировать числа в слова? Вопрос этот важен для нескольких описываемых в данной работе техник и методов. Опишем способ перекодирования теоретически, а затем продемонстрируем на примере.
Сначала нужно разбить число, подлежащее перекодированию, на двузначные числа, начиная с его конца (начиная с разряда единиц). Если в числе нечетное число цифр, то «одинокое» число нужно представить в виде 01, 02 и т. д. Вторым шагом, используя таблицу ЦБК (см. «Цифробуквенный код (ЦБК)»), переведем цифры двузначных чисел в слова с таким расчетом, чтобы цифра из разряда десятков соответствовала первой букве слова, а другая цифра – второй согласной букве слова (вообще в слове может быть сколько угодно согласных букв, но значимыми из них будут только первые две, однако желательно подбирать слова покороче). Что касается «одиноких» чисел, то можно представлять их в виде слова, в котором есть всего одна согласная буква. Кроме того, числа, подлежащие запоминанию, можно делить и на трехзначные числа, но в них, в таком случае, будут значимы три первые согласные буквы.
Поясним на примере. Мы хотим запомнить число 30932. Разбиваем его на двузначные числа: 03, 09, 32 (или 3,09, 32 или 030, 932). Теперь перекодируем в слова в соответствии с таблицей ЦБК (напоминаем, для применения метода таблицу нужно знать «на зубок»). 03 – «мох» (слово, безусловно, неединственное); 09 – «нора»; 32 – «кадет» («код»). Образуем из трех образованных слов предложение методом последовательных ассоциаций (см. соответствующий раздел): «Мох заткнул нору, в которой сидел кадет». Чтобы облегчить воспроизведение числа, значимые слова можно условиться делать только именами существительным и других существительных в ассоциативных предложениях не вводить. Сохранять слова (то есть дву- трехзначные числа) можно также методом связных ассоциаций с любым хорошо знакомым списком слов, в т. ч. СЧС (см. соответствующие разделы).
Использовать словесно-числовой список для запоминания можно несколькими способами. Во-первых, как уже было описано в предыдущем разделе, можно использовать СЧС в качестве хорошо усвоенного списка слов для ассоциирования с ним перекодированных согласно ЦБК в слова чисел (метод связных ассоциаций). Кроме того, можно использовать слова списка непосредственно при перекодировании слов: это значительно ускоряет поиск нужного слова, так как в СЧС на 100 слов готовое слово есть для каждого двузначного числа. Слова эти в таком случае представляется целесообразным запоминать методом последовательных ассоциаций (слова же, находящиеся в списке заранее подобраны таким образом, чтобы быть наиболее эмоциогенными). Во-вторых, можно представить на какие предметы похожи запоминаемые числа (по форме (как это делалось при запоминании исторических дат с помощью рисунков), материалу, цвету, размеру и пр.). Подобранные слова-ассоциации нужно последовательно связать со словами СЧС методом связных ассоциаций.
Недлинные числа достаточно удобно запоминать при помощи так называемой системы Шедд (Shedd). Суть ее состоит в том, что числу, подлежащему запоминанию, ставиться в соответствие некоторая фраза, число слов в которой соответствует количеству цифр в числе, а количество букв в каждом слове соответствует цифре, которую это слово обозначает (причем нулю соответствует десятибуквенное слово). Яркими и, наверняка, знакомыми примерами использования этого метода может быть запоминание числа π при помощи всевозможных стихотворений и фраз. Например, дореволюционное «Кто и шутя и скоро пожелаетъ пи узнать число ужъ знает» (3,1415926535) или «учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать» (3,14159265359) и так далее. Тот же способ применяют, чтобы запомнить исторические даты. Например, год падения Константинополя (1453 год), не учитывая «1», можно представить так: «люди пойдут там», а год рождения царицы Клеопатры VII (69 год до н. э.) – «царица-красавица». Однако, следует сказать, что данный метод требует некоторых навыков, а для некоторых чисел бывает совсем не просто составить более или менее связную фразу.
Линейный конспект
Ведение конспектов лекций (хотя не обязательно только лекций: можно сказать просто конспектов) является, пожалуй, одной из необходимейших частей обучения, по крайней мере, до тех пор, пока Вы не убедитесь в надежности вашего запоминания материала. Основная функция любого конспекта – приспособить информацию, изложенную в книге, журнале, на лекции к индивидуальным особенностям системы усвоения конкретного человека. Конспект по своей сути всегда субъективен, так как конспектирующий осуществляет своеобразное сжатие воспринимаемой информации. он отбрасывает все, что ни имеет для него особого значения: это могут быть слова и фразы, служащие для организации структуры текста (они призваны поддерживать определенную культуру речи и построения предложений), а также моменты хорошо известные учащемуся и не требующие повторного усвоения. Можно дать несколько наиболее общих советов по конспектированию лекций: во-первых, лекции рекомендуется записывать в общей тетради, страницы которой пронумерованы. Первые страницы ее нужно отвести для оглавления, в последующих оставлять поля для заметок (желательно достаточно широкие (не меньше четверти ширины страницы); нумерация страниц и оглавление способствует быстрому поиска по конспекту, хотя, возможно, некоторым это и покажется излишеством, так как найти нужное место в своем конспекте значительно легче, чем в книге, но со временем, в течение которого вы не пользуетесь записями, вы попросту забудете очередность тем и тогда оглавление будет просто находкой). Во-вторых, конспекты лекций следует начинать с записи темы и плана. В-третьих, необходимо записывать все новые понятия, определения, обобщения, выводы, а также выписывать где-нибудь в одном месте незнакомые вам термины. В-четвертых, часто повторяющиеся и длинные слова писать следует по возможности сокращенно. В плане сокращений ограничивать себя не стоит: можно сокращать до одной буквы с различными индексами, использовать значки, символы. Однако желательно где-нибудь на полях, хотя бы в начале использования соответствующего обозначения (или даже в специально отведенном месте для условных обозначений), все же явным образом оговорить его значение при последующем использовании. В-пятых, записанную лекцию рекомендуется дома обработать: уточнить её содержание, записать на полях дополнительную информацию, свои мысли и замечания, разъяснения неизвестных терминов. Полезно также выделять основные мысли, термины и т. п. контрастными ручками или фломастерами, так как цвет способствует целостному визуальному восприятию, а следовательно и последующему запоминанию и воспроизведению (однотонно синий конспект, одинаковый на всех страницах, достаточно плохо вспоминается визуально). Перед очередной лекцией полезно восстановить в памяти содержание предыдущей темы. Это поможет глубже осмыслить новый материал.