Теперь коснемся содержания конспекта. Главный смысл конспекта заключается не в точном дословном записывании за лектором или переписывании книги, а в изложении основных мыслей своими словами (лат. conspectus - излагаю). Именно в этом и заключается эффективность такой формы сохранения информации: она как бы проговаривается, прописывается (а тем самым сохраняется надолго) и является результатом творческой работы автора (принцип личных комментариев). Но это одновременно составляет определенные трудности, а именно то, что такая творческая обработка требует времени, которого на лекциях, как правило, не хватает, отсюда и возникает необходимость домашней обработки записей с целью раскрыть намеченные мысли. При написании конспекта важно не торопиться (принцип паузы). Таким образом, вы сможете уловить смысл фразы или, еще лучше, нескольких фраз, а затем кратко изложить его во всего лишь одном или двух предложениях. Важно сначала понять мысль, и уже только потом записать понятое.
Однако рассмотрим самые очевидные недостатки конспекта, организованного в виде последовательности предложений, списков, перечислений. Во-первых, линейный конспект представляет собой усеченный дубликат исходного текста или чьей-то речи, поэтому не представляет богатых возможностей для творческой переработки информации (в крайнем случае можно внести некоторые разъяснения в термины). Во-вторых, такое конспектирование не соответствует современным научным представлениям о работе человеческого мозга. Современные научные выводы заключаются в том, что мозг не обрабатывает информацию линейно и не хранит ее в виде последовательности слов и предложений. Фактически только восприняв последовательность слов, несущих определенную мысль, мозг получает возможность обработать ее как единое целое (психологи называют подобное целостное представление гештальт) и что-то понять. В-третьих, конспект, построенный традиционно, является уже фактически готовым текстом, что не оставляет практически никаких возможностей для его расширения и модернизации (ведь это требовало бы его полного переписывания).
Карты памяти (Mind maps)
Но существует и альтернативный метод конспектирования, который учитывает очевидные недостатки традиционного линейного конспекта. Это так называемые Карты памяти (Mind Maps) (далее ММ), изобретенные психологом Тони Бьюзеном (Tony Buzan). Метод MM наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга (левое полушарие отвечает за логическое мышление, а также за анализ чего-либо в деталях; правое полушарие отвечает за образное мышление (воображение) и восприятие информации в целом (в виде гештальта)), благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа, и информация сохраняется как в виде целостного образа (эйдетически), так и в словесной форме (ключевые слова). С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала (принцип эмоциогенности). Метод требует меньших усилий, чем при традиционном конспектировании, так как ведение записей осуществляется в менее напряженном творческом режиме. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет как бы взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его "единым взором ", воспринять его как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, что позволяет реализовать принцип движения от общего к деталям. Ваша карта может расти, позволяя Вам все глубже и глубже вникать в суть изучаемого предмета. Наконец, отметим, что карты можно легко и быстро повторять. Правильно организованное повторение, позволяет вам очень легко и прочно укрепить материал в своей памяти. Богатые возможности, которые предоставляют карты памяти, позволяют использовать их для решения самых разнообразных задач. Вот лишь некоторые из них: подготовка к экзаменам, презентациям, докладам, планирование дел, самоанализ, решение житейских проблем и т.д. Постоянное использование методики позволит вам сделать свое мышление более организованным, четким, логичным.
Рассмотрим только основные принципы использования метода ММ (более подробно о методе можно узнать из книг Тони Бьюзена, например, «Максимально используй свой разум» («Make the most of your mind»)).
1. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов), поэтому для начала рекомендуется запастись цветными ручками, карандашами и фломастерами.
2. Лист предпочтительно располагать горизонтально: так вы отводите больше места под свой рисунок (конспект), что позволит вам его расширять и модернизировать.
3. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название изучаемой главы в книге или тема лекции).
4. Используя разноцветные ручки, выводим из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того, чтобы назвать ветвь подберите определенное ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. Поначалу это, возможно, будет затруднительно, но практика в использовании карт памяти, вскоре позволит Вам, практически не задумываясь, выбирать самые подходящие ключевые слова. На крупных ветвях помещайте более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбирайте наиболее подходящие ключевые слова.
5. Вы можете детализировать свой конспект настолько, насколько считаете нужным. Для этого вам нужно просто добавлять все более мелкие веточки к общему "дереву" карты (именно в этом и заключается движение от общего к деталям: в центре находится общее – тема (ее сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности).
6. Ключевые слова пишите печатными буквами и разборчиво. Размер шрифта подбирайте в соответствии с важностью данного ключевого слова.
7. Обильно снабжайте карту различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а, в основном, на образы (пространственные структуры)).
8. Различными стрелочками показывайте связи между различными идеями. Одним словом, не ограничивайте себя в картотворении: чем более субъективный характер она будет носить, тем лучше.
Теперь скажем несколько слов о том, как тренироваться составлять ММ. Очевидно, сразу идти на лекцию с фломастерами и листом А4 бессмысленно, так как, не имея навыков, мало вероятно, что вы успеете что-то зафиксировать. Очень эффективным способом тренировки является «картографирование» выпусков новостей (начать можно с телевизионных (это легче, так как есть еще и видеоряд, который, возможно, поможет Вам при выборе степени конкретизации и основных тем), а затем перейти на радио). Затем можно перейти к конспектированию теле- и радиопередач. Необходимо отметить, что в процессе тренировки важнейшую роль играет не только само «картографирование», но и последующая проверка. Поэтому важно иметь возможность последующего воспроизведения конспектированного в оригинальной форме (запись с радио или телевидения). Кроме того, не следует пренебрегать практикой в составлении различных планов на день (сделать, позвонить, сказать, отдать, взять и т. п.). Одним словом, в составлении карт памяти нужно постоянно тренироваться, и только в этом случае можно добиться достаточно полного и, в то же время, компактного и понятного изложения материала.