Овладение методом ассоциаций требует определенной практики, а, следовательно, волевых усилий, ибо поначалу обучение ему несколько утомительно. Однако результаты этой работы – выработанный навык ассоциирования – будет в дальнейшем очень и очень полезен.
Цифро-буквенный код (ЦБК) является одной из самых совершенных методик запоминания, имеющет очень широкий спектр применения и пригодна даже для людей с не очень развитой фантазией и воображением.
Первую такую систему придумал в середине XVII века Станислав Минкфон Веснштайн. С тех пор она неоднократно совершенствовалась. Вероятная причина неширокой распространенности данного метода в нашей стране та, что в оригинале он был придуман для латинского алфавита. ЦБК для кириллицы взят из книги Н. К. Корсаковой и И. А. Корсакова «Наедине с памятью».
Техника основана на условном соответствии между согласными буквами и цифрами от 0 до 9. Еще одним преимуществом приводимого кода является то, что он двумерный, то есть каждой цифре соответствует две согласных буквы. Между тем, существую ЦБК, основанные на соответствии цифр гласным буквам, но такой код получается одномерным, так как в кириллице всего 10 гласных букв (существует также смешанный код, в который входят и гласные, и согласные буквы). Приведем наш двумерный код в виде таблицы:
Для того, чтобы пользоваться методами, построенными на данном коде, необходимо знать его, как таблицу умножения. Таблицу кода необходимо запоминать в двух направлениях: соответствие цифре буквы и соответствие букве цифры (цифра → буква и буква → цифра). О применении данной схемы будет сказано в разделе «Запоминание чисел с помощью ЦБК».
6. Словесно-числовой список (СЧС)
Словесно-числовой список (СЧС) – это список слов, которые вы будете помнить одновременно с их порядковыми номерами (слова являются словесным воплощением чисел, им соответствующих, по законам ЦБК (о составлении слов соответствующих числу по закону ЦБК см. «Запоминание чисел с помощью ЦБК»).
СЧС очень эффективен для запоминания больших объемов информации. Также СЧС может стать тем «хорошо усвоенным рядом слов», который необходим для применения метода связных ассоциаций (см. «Метод связных ассоциаций»).
Преимущества СЧС перед методом связных ассоциаций:
· Список достаточно велик, поэтому с его помощью можно сохранить в памяти больший объем информации.
· Список лучше помниться по сравнению с «хорошо усвоенным рядом слов», так как является самокодирующимся (зная номер слова достаточно просто вспомнить само слово, если хорошо усвоен ЦБК).
· В любой момент можно сказать номер элемента, так как слова списка заучиваются вместе с их номерами.
СЧС подобен блокноту, так как запоминаемые элементы, связанные со словами списка, как бы записываются в заранее приготовленное место.
Список можно использовать с любого места, главное запомнить с какого места начато использование (как и блокнот собственно).
СЧС – помощь в быстром нахождении кодовых слов для кодирования чисел в ЦБК (см. «Запоминание чисел с помощью ЦБК»).
Однако довольно о преимуществах метода. Перейдем непосредственно к его составлению и использованию. Наиболее распространенным является СЧС на 100 слов. Составляют его так:
1) Взяв лист бумаги, пишут на нем числа от 1 до 100. Каждому числу на основе ЦБК пишут соответствующее слово (лучше несколько слов) (о методе составления см. «Запоминание чисел с помощью ЦБК»).
2) Из написанных нескольких слов выбирают одно (наиболее яркое или понравившееся) (принцип эмоциогенности).
3) Каждому числу должно соответствовать только одно слово.
4) Список переписывается заново так, чтобы каждому числу соответствовало уже только одно выбранное слово.
5) В новом списке не должно быть близких по значению слов (таких, которые могут вызвать схожие ассоциации; например: лампа – рампа, красивый – прекрасный и т. п.).
6) Слова должны быть как можно более короткими.
7) Список заучивается так же, как и ЦБК (слово → число, число → слово).
Но существует способ превратить СЧС из блокнота в настоящий справочник. Таким справочником станет для Вас СЧС на 1000 слов. В таком большом количестве ячеек памяти появляется возможность рубрикации (что является необходимым согласно непосредственному (существует опосредованное, предполагающий подсознательную рубрикацию материала) пониманию шестого принципа хорошей работы памяти (см. «основные принципы хорошей работы памяти»)). Например, ячейки от 1 до 300 отводятся для текущих дел (оперативная память), от 301 до 500 – последовательность великих князей в Киевской Руси и царей в России и т. п. Таким способом можно создать достаточно большое число рубрик по интересующим Вас областям.
В связи с увеличением числа слов у СЧС, увеличивается и число значащих букв в этих словах (с двух в списке на 100 слов до трех в списке на 1000). В связи с этим в словах с 1 до 99 должно быть только две согласные буквы. Кроме того, для некоторых чисел бывает непросто подобрать подходящее слово, в этом случае можно использовать словосочетания или небольшие фразы.
Составление такого большого списка потребует усилий, но они обязательно окупятся в ходе пользования этого универсального справочника. Стоит также отметить, что если в какой-то момент вы «записали» в одну и ту же ячейку разную информацию (здесь раньше уже было что-то записано, а вы записали еще что-то), то это как правило не ухудшает воспроизведения ни того, ни другого материала. Такая особенность, очевидно, еще больше расширяет возможности СЧС.
Этот метод считается одним из наиболее древних способов запоминания. Древнеримский философ Марк Туллий Цицерон (106 – 49 гг. до н. э.), как считается, уже пользовался этой мнемотехникой. По дошедшим до нас сведениям, он мысленно расставлял по своему дому ключевые моменты своих речей, внешне же он просто прогуливался по дому. Вероятно, что именно благодаря этому приему он мог произносить свои речи не пользуясь записями, воспроизводя при этом по памяти большое количество различных фактов, дат и цитат. Хотя существует мнение, что до Цицерона методом мест пользовался древнегреческий поэт Симонид. Закончив исторический экскурс, перейдем к собственно описанию самого метода.
Суть его состоит в том, чтобы запоминаемые единицы информации (слова, даты, предложения, мысли) мысленно расставить в хорошо знакомой комнате (на самом деле не обязательно в комнате, можно вдоль хорошо знакомого вам маршрута или в вашем родном, и потому хорошо знакомом, районе) в определенном порядке. Затем нужно только вспомнить комнату (или другое вышеозначенное пространство), чтобы вспомнить данные, по ней расставленные.
Однако, прежде чем начать расстановку, нужно договориться о последовательности обхода комнаты или последовательности мест, на которые будет размещаться информация. Первый раз можно, как Цицерон, пройтись по комнате реально, расставляя предметы мысленно. Для прочного же соединения предмета и места нужно придумать между ними эмоциогенную связь (см. «Техника ассоциаций»).