· Принцип организации материала. Во время записи и использования информации следует использовать категории и основные тематические разделы памяти, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, при запоминании чьего-либо имени следует помимо зрительной ассоциации имени и лица человека, которому принадлежит имя, классифицировать имя, поместив его, например, в категорию «друзья бабушки» или «одногруппники» и т. п. Когда вы действуете таким образом, в голове образуется дополнительная привязка для данного имени, позволяющая быстрее его вспомнить.
· Принцип использования материала. Постоянное использование материала обеспечивает быстрое вспоминание. Чем чаще используется информация, тем легче ее извлекать.
Качество усвоения и сохранения данных зависит не только от самого способа запоминания (мнемотехники), но и от обстановки, в которой оно производиться, психологического настроя человека, организации во времени, задач, которые ставятся и т. п. Исходя из этого, можно дать несколько рекомендаций.
1) Обстановка. Рекомендации в отношении обстановки традиционные, но это нисколько не умаляет их ценности и пренебрегать ими не стоит. Помещение, в котором предстоит работа, должно быть хорошо проветренным и тихим. Рабочее место, а это, по настоятельной рекомендации многих исследователей, должен быть именно стол (занятия в сидячем положении, а не лежа на диване!), должно быть хорошо освещено (даже не в целях сбережения зрения, просто при слабом освещении мозг склонен заснуть (через главный на данный момент орган чувств поступают слишком слабые сигналы, значит можно спать)). Кроме того не следует пренебрегать порядком на рабочем месте: на столе и вокруг него не должно быть лишних предметов (оставим «творческую атмосферу» для художественной мастерской, где мы не беремся устанавливать порядки).
2) Психологический настрой. В разделе 1 мы обещали привести некоторые рекомендации, которые помогли бы победить неуверенность в собственных силах. Одними из наиболее эффективных способов в этой (и не только этой) области являются самовнушение и самогипноз. По причине большей доступности мы более подробно остановимся на самовнушении. Эта техника была изобретена в начале ХХ века французским аптекарем Эмилем Куэ и с некоторыми усовершенствованиями дошла до наших дней, не утратив своего значения. Следует обратить внимание на то, что данный способ эффективен также для регуляции психического состояния и поведения, развития определенных личностных качеств, борьбы против человеческих слабостей. Техника состоит в повторении (до 20 раз подряд, хотя некоторые специалисты говорят и о большем числе повторений) одной и той же фразы, так называемой аффирмации (от лат. Affirmo – утверждаю). Это простое упражнение постепенно закрепляет в подсознании идею, содержащуюся в аффирмации. Подсознательная же сфера активно включается в процесс осуществления идеи. Как применять технику?
а) Повторяйте утверждение до 20 раз машинально, сосредотачивая внимание на его смысле в начале упражнения (если вы отвлеклись, то это не страшно – продолжайте повторять). В течении дня делается обычно три сеанса: утром после пробуждения, приблизительно в полдень и вечером непосредственно перед сном.
б) Для эффективности перед началом повторения надо снять напряжение: расслабиться, сесть или прилечь.
в) Правила выбора аффирмации:
· Фраза должна быть простой (одно предложение) (например: «У меня хорошая память» или «Я легко запоминаю то, что читаю»);
· Фраза должна иметь позитивный смысл (утверждение). Не должны использоваться частица «не», слово «нет» и т. п. слова со значением отрицания. В противном случае подсознание будет воспринимать как руководство к действию отрицаемую фразу (таковы его свойства);
· Фраза должна быть в настоящем времени (утверждаемое как будто бы уже наличествует);
· Фраза должна быть конкретной, но не слишком прямолинейной (примеры ошибок: «мои способности растут» (неконкретно), «я помню все» (слишком прямолинейно)).
Несколько слов о самогипнозе. По сравнению с самовнушением самогипноз дает результаты значительно быстрее, так как теснее связан с подсознанием, однако его применение требует специальных тренировок. Суть его состоит в том, что те же самые аффирмации произносятся в моменты максимально возможной в сознательном состоянии открытости подсознания, то есть непосредственно перед сном, в состоянии засыпания (состояние, характеризуемое α- и δ-активностью головного мозга).
3) Организация во времени. Этот пункт можно обозначит также как гигиена мозговой деятельности. Мозг не следует перегружать. Оптимальным считается режим, при котором 30-40 минутные периоды активности сменяются 10-15 минутным отдыхом. Кроме того укажем, что чем меньше мозг отвлекается на постороннюю информации, тем лучше усваивается основной объект нашего внимания. Поэтому наиболее важный материал, который должен быть как можно полнее и точнее запомнен рекомендуется повторять незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями.
4) Постановка задач. Мозг гораздо лучше может справиться с задачей в том случае, если она перед ним поставлена, а не когда он работает в «режиме ожидания». Если еще перед началом деятельности сформулировать задачу непременно усвоить такой-то объем материала такой-то сложности, то бессознательно будет выбран соответствующий метод работы, и таким образом можно с большей вероятностью ожидать благоприятного исхода дела. Кроме того наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросов к изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе его освоения, способствуют лучшему запоминанию (принцип организации материала).
5) Процесс. Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части. Помимо этого, лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большее число повторений, чем на середину.
6) Вербализация (пересказ своими словами). Данный пункт в первую очередь касается смыслового запоминания прочитанных текстов. В попытке усвоить смысл какого-либо текста очень сильно может помочь его словесный пересказ (желательно вслух) своими словами (принцип использования материала).
Ассоциирование является частью большинства методов эффективного запоминания. В широком смысле ассоциацией называют связывание чего-то с чем-то. Эта связь между двумя или более явлениями (предметами, словами и т. д.) такова, что актуализация одного из них влечет за собой появление других.
Человек, основываясь на своем жизненном опыте, может в любой момент подобрать ассоциацию к любому слову (свободные ассоциации), но она как правило будет представлять собой штамп мышления, то есть привычную форму, которая именно в силу своей привычности легко забывается. Поэтому для овладения методом ассоциаций необходимо научиться создавать новые ассоциации между любыми элементами. Приведем несколько примеров. Возьмем три пары слов: банка – кастрюля, яблоко – аспирин, телефон – дерево. А теперь придумаем между ними ассоциативную связь. Для первой пары:«Кастрюлю засунули в банку» (представьте!); для второй – «Откусил яблоко, а оттуда посыпался аспирин»; третье – «Дерево сплошь обвесили телефонами». К одним и тем же словам можно подобрать огромное количество различных ассоциативных связей. Приведем несколько правил составления ассоциаций: