рефераты по менеджменту

Предприятие «Автодом-Атэкс» на рынке услуг автосервиса. Анализ положения. Стратегия развития. Бизнес-план организации поста по диагностике и ремонту электронных систем автомобилей

Страница
1

Возраст сатиры определить трудно. Само слово “satyra” (лат.) означает “смесь”, так называли философские стихотворения, в которых критиковали историю, религию, произвол “сильных мира сего” или подвергали осмеянию нравы “дикой толпы”. Поначалу “обычные теории” не знали, как быть с сатирой, и затруднялись, куда ее отнести. Действительно, в сатире мало лирического и к эпосу ее не сразу отнесешь, поэтому в литературоведении часто ее определяют как особый литературный род.

В русской литературе сатира утвердилась как жанр с конца XVII века: сатира представлена в произведениях Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева. Басни И.А.Крылова и сатирические стихи Г.Р.Державина открывают сатиру XIX века. Вершиной сатирического творчества стали произведения Н.В.Гоголя и М.Е.Салтыкова-Щедрина. XX век открыл читателям имя нового сатирика, автора повести “Собачье сердце” М.А.Булгакова. Жанр сатиры не ушел в историю вместе с прошлым веком. Современные сатирики продолжают развивать лучшие традиционные формы отечественной сатиры, направляя свои силы и талант на борьбу, по утверждению В.Г.Маранцмана, “не с временными пороками, не с бытом, а с бытием …”.

Цель сатиры - вскрыть и подвергнуть обличению замаскированные специально или обычно незамечаемые недостатки. Сатирик берет на себя право заклеймить зло, уничтожить его смехом. Направляя свои творческие силы на искоренение определенных явлений, он изображает именно отрицательные качества человека или общества, явно преувеличивая какую-то наиболее опасную черту. Так создан образ главного персонажа комедии “Ревизор”, где автор выступил против опасного общественного порока, названного позже “хлестаковщиной”.

Сюжетная гипербола Салтыкова-Щедрина чаще основана на укрупнении реального явления с целью показа жизненных противоречий. Ярким примером может служить “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Вся сказка – это гипербола, передающая досадную и необъяснимую покорность русского мужика, противоречащую его силе, его богатым возможностям. Гипербола, которую используют сатирики, подобна увеличенному стеклу: она помогает всмотреться в жизненные противоречия.

Так сквозь годы сатира Гоголя и Салтыкова-Щедрина помогает нам, напоминая, что хлестаковщина жива, она лишь чуть изменила внешний облик – вывеску : “МММ”, например. Народ наш бессловесный до сих пор, и подобно мужику из “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”, вьет сам веревочку, чтобы “господа его к дереву привязали”.

Другой излюбленный прием, к которому прибегают сатирики с целью обличения порока, - гротеск. Гротесковая форма изображения действительности использована Гоголем в повести “Нос”. От первого впечатления : “Этого не может быть!” - читатели приходят к грустному выводу : “Это, к сожалению, бывает…”

Говоря об особенностях сатиры, Салтыков-Щедрин писал: “Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец ее, и во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало”. И первая задача сатирика состоит в том, чтобы как можно четче “дать почувствовать” читателям свой идеал. И не менее важная задача- увидеть пороки и попытаться их искоренить. Но поскольку носителями пороков являемся сами мы, то и разглядеть их становится сложно, а иногда и невозможно. В народе говорят: “В чужом глазу и соринку видно, а в своем и бревна не замечу”. Сатирик использует гротеск и другие формы и средства отображения действительности, чтобы читатель смог «разглядеть» в себе и в окружающей действительности порок и посмеяться над ним. Важнейшим средством художественного воплощения в сатире является смех- “смех сквозь невидимые миру слезы”.

Отличительные признаки сатиры – подчеркнутая тенденциозность, публицистичность, сознательное заострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображаемых явлениях. Сатирический образ поэтому всегда условен, он порожден взглядом на мир “с одного боку” или “через увеличительное стекло”. Вот почему сатира прибегает к гротеску, гиперболизации, к фантастическому заострению жизненных ситуаций. Фантастические ситуации позволяют ему острее и злее обличать порядки современного ему общества. Своего рода энциклопедией сатирической фантастики, служащей как раз целям осознания изобличаемых явлений, можно считать “Сказки” М.Е.Салтыкова-Щедрина.

За много веков своего существования сатира изменилась, но осталась верна традиционным формам отображения действительности, среди которых чаще всего используют иносказание (“эзопов язык”), гротесковую форму и фантастику.

Использование Н.В.Гоголем фантастики и гротеска в обличительном изображении действительности.

Создавая сатирические характеры, Гоголь использует гротеск, включает в произведение фантастические элементы. Это можно проследить, анализируя образ Хлестакова из комедии “Ревизор”. Образ Ивана Александровича Хлестакова - один из самых характерных и замечательных в творчестве Гоголя, “любимое дитя его фантазии”. Образ мыслей Ивана Александровича типичен для большинства героев Гоголя: алогичность, бессвязность его речей просто ошеломляют. И, конечно, с образом Хлестакова связана некая “чертовщина”, налет фантастичности. Действительно, не верится, что солидный и опытный городничий принимает “фитюльку” за “значительное лицо”. Мало того, весь город вслед за ним в припадке умопомрачения несет “ревизору” дань, умоляет о защите, старается “умаслить” этого ничтожного человечка.

Сюжет комедии прост и гениален. Особая, гоголевская черта в нем – отсутствие со стороны мнимого ревизора каких- либо сознательных действий, чтобы обмануть чиновников. Он сам попадает в непредсказуемую ситуацию и ведет себя в соответствии с ней. Если бы Хлестаков был мошенником, глубина замысла исчезла бы. Главное здесь то, что охваченные страхом чиновники сами себя обманывают (“сами себя высекли”).

В гротесковой форме нарисована феерическая “сцена вранья” на приеме у городничего. Из служащего, который “только переписывает”, он за несколько минут вырастает почти до “главнокомандующего”, который “всякий день во дворец ездит”. Хлестаков – гений вранья, он переживает свой звездный час. Гомерический размах ошарашивает присутствующих: “тридцать пять тысяч курьеров” несутся во весь опор, чтобы разыскать героя, без него некому управлять департаментом! Солдаты при виде его “делают ружьем”! “Суп в кастрюльке” едет к нему из Парижа. В мгновенье ока, как сказочный джин, он строит и рушит целый фантастический мир, где все измеряется сотнями и тысячами рублей. При чтении и анализе “сцены вранья” становится очевидно, что Хлестаков (“пустейший человек”) ведет себя совершенно естественно, фантастическое вранье просто органично для его натуры. Почему чиновники верят ему и тем более трепещут, чем невероятнее его измышления? Прежде всего отношение окружающих объясняется раз и навсегда усвоенным представлением : “он инкогнито проклятое”. Ему все позволено – он всесилен. Так силою страха они превратили “фитюльку” в коршуна.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту