Профессор Преображенский, получив в ходе своих научных опытов из собаки человека, пытается воспитать это существо, и у него есть основания рассчитывать на успех. Но “очеловеченный” бродячий пес Шарик, ставший Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, фактически стал воплощением того человека, мозг которого послужил донорским материалом при операции. От пьяницы и хулигана Клима Чугункина Шариков унаследовал и сознание своего “пролетарского” происхождения со всеми соответствующими социальными правами, и полную бездуховность.
С этим событием жизнь в доме профессора Преображенского и в городе становится с ног на голову. По Москве ходят самые нелепые слухи о марсианах, якобы приземлившихся в Обуховском переулке, недалеко от дома профессора, о новорожденном ребенке, играющем на скрипке.
В процессе воспитания Шарикова возникает конфликт высокообразованного интеллигента профессора Преображенского с представителем новой жизни Швондером. Абсурдность убогих понятий представителей новой власти особенно ярко сформулирована в монологе Преображенского, который подытоживает основные принципы социалистического образа жизни: “В спальне принимать пищу…, в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать…” Булгаков со щедринской силой высмеивает современный политический режим в самых его основах: “Разруха не в клозетах, а в головах”.
Швондер норовит немедленно превратить Шарикова с еще собачьими привычками и повадками в сознательного строителя социализма. Лозунгами его напичкивает. Энгельса дает почитать. И это все вчерашнему Шарику! И воспитание Швондера оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище.
По совету Швондера Шариков выбирает себе имя Полиграф Полиграфович. Этого имени он не только не стыдится, но даже гордится своим “удачным” выбором. Детали его костюма бросаются в глаза, раздражая зрение всякого нормального человека: “Пиджак порван под левой мышкой, усеян соломой, полосатые брюки на правой коленке подраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее… был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок, что время от времени, закрывая утомленные глаза, Филипп Филиппович в полной тьме то на потолке, то на стене видел пылающий факел с голубым венцом. Открывая их, слеп вновь, так как с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза штиблеты с белыми гетрами”.
Поведение и логика примитивных, задавленных советской системой людей так же убоги. Настоящие, реальные, большие чувства в их жизни подменены жалкими и уродливыми. Герои Булгакова потрясают не только своей тупостью, серостью, бездуховностью. Люди ограниченные очень часто имеют необоснованные амбиции. Это люди с большой претензией, и масштаб их амбиций огромен.
Задатки бездомного, вечно голодного и унижаемого пса соединились с задатками уголовника и алкоголика. Так и получился Шариков - существо, по природе своей агрессивно наглое и жестокое. Только одного ему и недоставало известного революционного лозунга – “кто был ничем, тот станет всем”. Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской системе. Швондер, узнав о таинственном исчезновении Шарикова, является домой к Преображенскому и Борменталю. Более того, ему выгодно, чтобы в квартире обнаружили труп Шарикова. Такая логика просто ненормальна.
По глубокому убеждению профессора, именно такая логика свойственна умственно недоразвитым людям, которые и стали источником разрухи, царящей вокруг. “Новый” социально-бытовой миропорядок изображается автором в стиле сатирического памфлета. Используя прием гротеска, Булгаков показывает примитивность и тупость серого общества, противопоставляя ему духовно богатых и ярких личностей.
При всей фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием, что говорит о величии и неповторимости мастерства Булгакова. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени, вот почему повесть Булгакова остается актуальной.
Заключение. Основные выводы.
В процессе работы над предложенной темой реферата я поняла, что сатира – это живой жанр литературы, нужный и необходимый современному читателю. Я постаралась перечитать знакомые произведения, до некоторой поры лишь смешившие меня. Чем больше я интересовалась сатирой, чем вдумчивее читала известные с детства произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, тем глубже становились мои впечатления о «смехе сквозь слезы». Поэтому, наверное, темой своего реферата выбрала разговор о сатире. Творческий путь писателя-сатирика весьма труден, потому что надо обладать гражданским мужеством, чтобы подвергнуть публичному осмеянию уродливость нравов современной ему жизни. Используя гротесковую форму отображения действительности, элементы фантастики, иносказание, автор-сатирик может донести до читателя свои мысли, выразить обличительный протест против общественного порока.
Автор-сатирик, пользуясь гротеском, как увеличительным стеклом, помогает даже “слепому” читателю разглядеть порок, а потом и заняться “лечением”.
Сатира оказывает неоценимую помощь в решении современных нравственных проблем: учит принципиальности, честности, гражданскому мужеству. Проходят годы, но мы продолжаем жить в мире, далеком от совершенства, поэтому сатирическая литература жива и по-прежнему востребована. Она актуальна и по сей день, потому как живы пороки, на обличение которых направлено перо сатирика.
Мною изучена часть литературного творчества Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина и М.А.Булгакова. Но я не остановилась на этом, работа заинтересовала меня и я думаю продолжить изучение творчества писателей-сатириков.
Лучшие современные сатирики продолжают развитие традиций отечественной сатиры, смело разоблачают уродливые социальные отношения, по-прежнему в их творческом багаже старые, проверенные временем формы – гротеск и фантастика. “Сатира создается тогда, когда появляется писатель, который сочтет несовершенной текущую жизнь и, негодуя, приступит к художественному обличению ее”,- говорил М.А.Булгаков.
[1] Тодоров Л.В. Почему везет Хлестакову. М., 1988г., с.104.
[2] Базанова В.И. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. М., с.9.
[3] Прозоров В.В. Произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. Л.,1979г.,
с.59.
[4] Прозоров В.В. Произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. Л., 1979г.,
с.63.