рефераты по менеджменту

Современные тенденции развития организационных структур управления

Страница
1

Введение.

Определенная организация наблюдалась еще на стадии индиви­дуального труда ремесленника. Она зародилась из многократно по­вторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реа­лизация производственных функций и образует простейшую форму организации процесса производства, т. е. его первоначальную струк­туру, существующую еще в скрытом состоянии. Основой этого явле­ния было кооперированное производство, развитие которого приве­ло к выделению функций управления, формирующих организацион­ную структуру.

Таким образом, главным фактором формирования организацион­ной структуры управления производством было разделение труда, по­явление функции управления. Совместный труд, кооперация рабо­чей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отно­шения между участниками производственного процесса, между ру­ководителями и подчиненными.

На стадии машинного производства произошло полное обособле­ние функций управления. Появились полностью освобожденные от производственных функций руководители. Возникает опосредован­ный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и т. п. Нала­живается обратная связь. Все это, и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления.

"Структура управления организацией", или "организационная структура управления" - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Структурные взаимосвязи в организациях находятся в центре внимания многих исследователей и руководителей. Для эффектив­ного достижения цели необходимо понимание структуры работ, под­разделений и функциональных единиц. Организация работы и лю­дей во многом влияет на поведение работников. Структурные и по­веденческие взаимосвязи, в свою очередь, помогают установить цели организации, ориентированы на их достижение. Вот почему необхо­димо ознакомиться с разных сторон со структурным подходом, ко­торый применяется в различных организациях для обеспечения ос­новных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Структурный подход предполагает использование разделения труда, охва­та контролем, децентрализации и департаментализации

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Вот почему организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы, банка, правительственного учреждения или орга­нов с любым видом деятельности следует рассматривать с разных

позиций и с учетом разных критериев. На ее действенность и эффек­тивность влияют:

1) действительные взаимосвязи, возникающие между людьми и их работой. Это отражается в схемах организационных структур и в должностных обязанностях;

2) действующая политика руководства и методы, влияющие на человеческое поведение;

3) полномочия и функции работников организации на различ­ных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).

При умелом сочетании указанных трех факторов в организации может быть создана такая рациональная структура, при которой су­ществует реальная и благоприятная возможность достижения высо­кого уровня эффективности производства.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов структуры: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в структуре формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

Цель курсовой работы.

В данной курсовой работе, будут рассмотрены: основные понятия организационной структуры управления и современные разработки в этой области для разных отраслей. И продемонстрировано, что при формировании организационных структур главное внимание отводится приданию им динамичности с тем, чтобы они мог­ли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней и внешней средам, и что, структура управления может развиваться наподобие живого организма.

Разделение труда

Исследование схем формальных организаций показывает, что суще­ствует уровень вертикального и горизонтального разделения труда. Вертикальная схема представлена на рис. 1. Руководитель верхнего уровня управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, т.е. в формальном смысле обладает большей властью и ста­тусом. Так представляет управление вертикальное разделение труда в формальной организации на макроуровне.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту