рефераты по менеджменту

Современные тенденции развития организационных структур управления

Страница
10

Следующий этап — стратегический выбор, первый шаг которого включает опре­деление миссии вуза и управления вузом. Несмотря на то, что государством в общем виде сформулирована миссия вузов как «подготовка специалистов соответствующего уровня и удовлетворение личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии», миссия конкретного вуза должна отличаться индивидуальностью, служить стимулом к развитию.

При определении стратегических целей вуза целесообразно обратиться к хорошо зарекомендовавшему себя инструменту теории графов — «дереву цели» (рис. 2).

Вершинами «дерева целей» могут быть:

* Развитие инновационного образования на основе междисциплинарных и про­блемно-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих опережа­ющую подготовку специалистов путём интеграции академических традиций и научных исследований, формирования новой корпоративной и организа­ционной культуры и внутренней конкурентной среды.

* Обеспечение учебного процесса в соответствии с отечественными и между­народными образовательными стандартами.

* Обеспечение соответствия научно-исследовательской деятельности вуза уров­ню мировых стандартов.

* Обеспечение высокой эффективности стратегического, тактического и опе­ративного управления деятельностью вуза на рынке образовательных услуг.

* Достижение высокой эффективности стратегического, тактического и опе­ративного управления обеспечивающей деятельностью социально-бытовых и хозяйственных подразделений вуза.

* Обучение в области истории.

* Обучение знаниям в области психологии и социологии.

* Обучение знаниям в области экономики, управления и права.

* Обучение знаниям в области философии, филологии и истории.

* Обучение знаниям в области информационных наук и технологий безопас­ности.

* Обучение знаниям в области лингвистики и масс-медиа.

* Обучение на общеуниверситетских кафедрах и центрах.

* Довузовское, послевузовское, экстернат, второе и региональное образование. » Научно-исследовательская деятельность международных центров.

* Научно-исследовательская деятельность в общеуниверситетских центрах.

* Научно-исследовательская деятельность в кафедральных и автономных центрах.

* Научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава.

* Управление основными и вспомогательными видами учебной деятельности. » Управление проведением научных исследований.

* Управление административно-хозяйственной деятельностью.

* Управление стратегическим развитием и реструктуризацией вуза. » Управление кадрами.

* Управление развитием международных связей.

* Управление развитием информатизации и новых технологий образования.

* Управление безопасностью.

* Управление планово-финансовой и расчётной деятельностью.

* Управление экономическим развитием и коммерческой деятельностью.

* Управление качеством образования.

* Управление маркетингом.

* Управление методической деятельностью.

* Управление организационно-воспитательной деятельностью.

* Обеспечение необходимых социально-бытовых и культурных условий дея­тельности вуза.

* Поддержание зданий, сооружений, помещений, служб, механики, энергети­ки, МТС, транспорта и связи в требуемом состоянии.

* Обеспечение необходимых условий для лечения и отдыха сотрудников и сту­дентов вуза.

* Обеспечение распространения результатов методической и научно-исследо­вательской деятельности сотрудников и студентов вуза. -

* Обеспечение учебной и научной литературой студентов и сотрудников вуза,

«Дерево целей» даёт чёткое представление о составе видов деятельности вуза, которые должны быть реализованы для достижения поставленных целей. Это помо­гает сформулировать соответствующую стратегию.

Параллельно определяются основные характеристики структуры, соподчинённость и взаимосвязи внутри вуза. Основой являются анализ полученных данных пред­варительного обследования (первичные формы, представленные структурными под­разделениями), нормативно-правовые документы (положения, должностные инструк­ции), результаты интервьюирования и другие данные. Важно иметь в виду, что качество полученных данных зачастую невысоко и они могут потребовать уточнений.

Как при анализе, так и при проектировании необходимо опираться на хорошо известные принципы формирования структуры: минимизация числа уровней управ­ления, сопряжённость подразделений по целями и решаемым задачам, ориентация основных блоков структуры на потребителя, а не на выполнение функций. В качестве блоков структуры должны выступать целевые группы специалистов, а не функции или отделы. К числу принципов относятся также соблюдение норм управляемости, ответственность каждого за порученное дело. Важны и общие требования к организа­ционным структурам: простота, гибкость, динамизм, оптимальное сочетание центра­лизации и децентрализовании при принятии решений, оптимальное число уровней управления.

Совершенствование структуры может обсуждаться в связи с разработкой и реа­лизацией стратегии. Эффективная реализация стратегии требует разработки адекват­ной структуры. Анализ и разработка структуры позволяют проверить её обоснован­ность, так как любые связи, которые не вписываются в схему, могут рассматриваться как ошибочные.

Наличие чёткой структуры благоприятно сказывает на положении дел в вузе. Структура влияет на поведение работников, способствует эффективному функцио­нированию учебного заведения. Подход к оценке эффективности различных вариан­тов организационной структуры определяется её ролью в общей структуре системы управления. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

* степени соответствия достигаемых результатов установленным целям обра­зовательной организации (начиная с уровня выполнения плановых заданий);

* степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и результатам.

Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организацион­ной структуры служит возможность полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при меньших затратах на её функционирование. Критерием эффективности мероприятий по совершенствованию организационной структуры служит возможность более полного и стабильного достижения установленных целей или сокращения затрат на управление, эффект от реализации которых должен за нор­мативный срок превысить произведённые затраты.

Выбор базы для сравнения или определение уровня эффективности, который принимается за нормативный, имеет принципиальное значение для оценки эффек­тивности системы управления. Существуют несколько отличающихся друг от друга подходов. Один из них сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта системы управле­ния. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления, на основе передового опыта и применения прогрессивных организационных решений. Харак­теристики эталонного варианта принимаются в качестве нормативных, причём срав­нительная эффективность анализируемой или проектируемой системы определяется на основе сопоставления нормативных и фактических (проектных) параметров сис­темы. Используются преимущественно количественные методы сравнения. Может приводиться также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту