Наиболее предпочтительными формами повышения квалификации во многих организациях считаются: обучение персонала по индивидуальным программам и краткосрочные курсы подготовки без отрыва от производства. Вместе с тем велик процент работников, которые желают повысить квалификацию путем обучения в различных высших учебных заведениях. Однако на практике с каждым годом данная форма повышения квалификации применяется все реже и реже, так как является довольно дорогой.
Одна из распространенных аномалий российского топ-менеджмента заключается в том, что деньги вкладываться в технологии, но не в людей. Российские компании платят либо за обучение руководителей высшего звена, либо за обучение продавцов, которые уже завтра могут принести прибыль. В результате отличие профессионального уровня мидл-менеджмента западных компаний от российских с каждым годом становится все ощутимее. Исторический опыт подсказывает, что когда не удовлетворен средний класс, начинает рушиться вся структура.
По мнению Олега Трояновского, управляющего партнера консалтинговой компании Path Ways «перед менеджментом российских компаний остро стоят задачи, связанные с повышением их личной эффективности. Ситуация на рынке такова, что им приходится искать ресурсы развития бизнеса, прежде всего, внутри компании». Только почувствовав локоть конкурента, менеджер-собственник приходит к тому, что опора на опыт персонала – единственный путь наращивания конкурентных преимуществ. Осознав это, руководство ряда российских компаний приступило к выстраиванию системы корпоративного обучения.
Менеджмент – это искусство управления результатом. А результат и путь к нему нужно просчитать. Актуальный тренинг для среднего менеджмента – технологии управления с помощью измерений: менеджер должен уметь грамотно оценить себя и своих подчиненных. Иначе он не менеджер, а руководитель комсомольской организации. Олег Трояновский считает, что российским компаниям нужно не копировать западные технологии, а создавать свою систему оценки и обучения персонала. При чем, начинать надо «снизу», ведь именно средний менеджмент компании точно знает, что ему нужно. Возможно, такая система сначала покажется не очень стройной. Но она будет эффективной и адекватной данному бизнесу.
Пока же технология коучинга встречает в лице большинства российских менеджеров (на всех уровнях) сильнейшее сопротивление. Анализируя причины такого положения вещей, руководители компаний нередко отмечают, что основное препятствие для внедрения коучинга – образ авторитарного руководителя, укоренившийся в российском сознании. Нельзя переродиться за несколько часов или дней тренинга. Коучинг войдет в практику менеджмента постепенно, через молодых руководителей, которые сегодня только учатся мастерству управления. Завтра они станут топ-менеджерами, и им будет легче ввести эту новую технологию в практику компании. И тогда коучинг станет главным инструментом в поиске новых стимулов, задач и видения перспектив развития своего потенциала. За каждой технологией стоит увеличение прибыли, менеджер знает это, но не пользуется. Почему? Потому что у менеджера и так хорошие результаты, денег для жизни ему хватает. Зачем все усложнять? Именно из этого абсурда и возникло желание развивать системный коучинг продаж, который мы делаем для своих мидл-менеджеров. Задача коуча – вытащить человека из зоны комфорта (я ее называю «мертвой зоной»), спровоцировать его, вызвать желание развиваться дальше и дать инструменты для этого.
Амбициозные планы, которые ставит перед собой кампания, требует нового менеджмента, нового мышления. Динамика страхового рынка в России – увеличение объема продаж в 2-3 раза за год. Чтобы успевать за рынком, каждый менеджер (включая топ-уровень) должен уметь выстраивать, направлять, контролировать личные бизнес-планы своих подчиненных. А затем, вместе с подчиненными оценить: все ли сделано? И можно ли делать больше?
После года занятий системным коучингом продаж (менеджерские курсы коучинга идут у нас два раза в месяц), менеджер начинает решать проблемы своей группы, помогает каждому сотруднику достигать наилучшего бизнес-результата в данных конкретных условиях. Я убежден, что коучинг (работа с потенциалом сотрудников, личной эффективностью работы каждого) и тимбилдинг будет приоритетной зоной корпоративного обучения в обозримом будущем.
Поисковые системы Интернета по слову коучинг выдают массу ссылок на консалтинговые и тренинговые компании, и коучинг как услугу, предоставляемую этими компаниями, наряду с тренингами, консалтингом, повышением квалификации и др. Можно также встретить такие формулировки: "коучинг как стиль менеджмента и РК", "коучинг (У1р-консалтинг)", "коучинг или консультирование по карьерному росту и развитию".
Корнями коучинг уходят в спорт. С английского coach переводится как тренер, а coachingкак тренировка. Когда coachingстал использоваться в качестве термина бизнес-консультирования, смысл, вкладываемый в это слово, несколько изменился. Один из основоположников коучинга ДжонУитмор(в прошлом автогонщик, а теперь консультант и преподаватель по управлению человеческими ресурсами) объясняет суть этого изменения в своей книге "Coaching - новый стиль менеджмента и управления персоналом". Тренер-коуч это не человек, который "стоит с палкой", кричит дурным голосом и ругает подопечного на чем свет стоит. Это человек, который смотрит, что и как его подопечный делает и дает ему обратную связь, наставляет, воодушевляет. Задача тренера-коуча помочь тому, кого он тренирует, раскрыть свои внутренние резервы и добиться лучшего из того, на что он способен. И при этом сам тренер не обязательно должен добиваться лучших успехов, чем его подопечный. Ведь известно, что лучший в профессии далеко не всегда может стать лучшим педагогом. Говорят, что нет русского аналога слову коучинг. Видимо, поэтому-то и существует так много его определений. Авторы книг, статей про коучинг, школы коучинга и сами коучи часто дают свои определения этого понятия Коучинг - "система принципов и приемов, способствующих развитию потенциала личности и группы совместно работающих людей, а также обеспечивающих максимальное раскрытие и эффективную реализацию этого потенциала"
Особенности коучинга.
Отдельно поднимается вопрос связи коучинга с психотерапией, тренерством и наставничеством. В коучинге есть элементы и первого, и второго, и третьего. Например, в коучинге можно найти идеи, принципы, положения теорий известных психологов. Так, в коучинге нашли свое отражение идеи таких известных психологов, как Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. От Адлера коучинг унаследовал отношение к каждому человеку как к творцу
собственной жизни. У Юнга коучи научились сподвигать клиента пересмотреть свою жизнь и убеждать его развивать в первую очередь свои природные дарования, находить для них применение в жизни и целенаправленно совершенствовать свою жизнь.С тренинговой работой коучинг объединяют