• большая инертность традиционного образования;
• недостаток финансирования, который сказывается на всех элементах образования, научных исследованиях, учебных разработках, издательской деятельности, библиотечной базе, на качестве преподавания и др;
• особенно выделяется проблема преподавателей, а точнее, необходимой
их квалификации.
Огромные проблемы возникают в связи с бурно и непрерывно растущим объемом человеческих знаний. В условиях, когда каждые 10-15 лет объем информации удваивается, классический учебник и преподаватель становятся поставщиками устаревших знаний.
Анализ основных направлений развития образования в современном мире показывает, что решение проблем, которые возникли перед традиционным,
классическим университетским образованием, с учетом вышеназванных ориентиров, возможно только на пути широкого использования новых информационных технологий Интернет, которые позволят радикально изменить сущность и организацию процессов обучения и развития человека. Использование компьютерных и коммуникационных технологий в учебном процессе, развитие на их основе непрерывного, дистанционного, открытого образования предстают не как методические и организационные усовершенствования, а как поиски принципиально новой модели образования, соответствующей современной информационной цивилизации.
Соответствующая синергетической парадигме "открытая модель" образования предполагает
Цель открытого образования
Глобальной целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.
Принципы открытого образования
1. Бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение;
2. Открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
3. Свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
4. Свобода в выборе места обучения: студенты могут физически
отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться.
5. Переход от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь".
6. Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку.
7. Свободное развитие индивидуальности, являющееся основопола-гающим фактором, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую
индивидуальность.
Открытость будущему.
Открытое образование предполагает открытость будущему, а его дальнейшее развитие связано с преодолением закрытого и приданием процессу обучения открытого творческого характера.
Именно поэтому свободное развитие индивидуалъности является условием
развития и эволюции общества.Для открытой системы образования данное
положение выступает основополагающим фактором, тогда как
классическая модель образования предполагает жесткие нормы,
унифщирующие человеческую индивидуалъностъ.
Обучающиеся должны бытъ вовлечены в обширный открытый мир, что
позволяет человеку реализовать свои потенциальные возможности.
Свободный доступ к информационным ресурсам мира.
Открытое обучение включает ученика в развернутые системы информационных баз данных, снимает пространственно-временное ограничение в работе с различными источниками информации. Информация и ее свободное распространение играют решающую роль.
Свобода выбора
Любой человек может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсимильной связи, электронной и обычной почте, в режиме off-line в среде Интернет, а также в режиме регламентированного очного контакта. Основным принципом здесь является понимание человека как центрального субъекта, инициирующего и организующего свой собственный процесс образования.
Такое обучение можно охарактеризовать как не директивное. Из-за свободы каждый вносит в занятия часть себя, отвечает не по учебнику, а, опираясь на свою индивидуальность, общается с остальными на уровне своего "Я". Именно поэтому создается близость, теплота и единство в отличие от обычного курса с его обезличенными темами занятий. Некоторые педагоги уповают на то, что в ближайшие годы учеными будет разработан универсальный метод обучения, соответствующий современным научным знаниям. Однако целостность и многомерность процесса образования предполагают постоянный творческий поиск. Существуют различные формы, методы и технологии обучения, успешное применение которых зависит от преподавателя, группы, их индивидуальных особенностей и интересов. Выбрать оптимальный из них они могут только сами, благодаря самосовершенствованию, самовыражению, самореализации интеллекта, чувств и в целом личности каждого участника процесса образования.
Личностная направленность процесса обучения
Личностный подход ставит ближайшей целью задачу овладения обучающимися комплексом знаний, навыков, умений, выработки качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и комфортное существование в условиях информационного общества. Идея личностного подхода в значительной степени соответствует концепции образования на протяжении всей жизни человека. В совокупности они формируют контуры перспективной системы образования, которая позволит человеку понять самого себя и окружающую его среду и будет содействовать выполнению его социальной роли в жизни общества. Для этого необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ, дав возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям.