Обращает на себя внимание тот факт, что в странах Ближнего Востока и Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий и техническая оснащенность образовательного процесса недостаточна, развитие ДО заметно отстает от развития Д Процесс развития ДО в России сдерживается традиционными для России причинами-отсутствием хорошего материально-технического обеспечения, дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким материальным стимулированием преподавателей.
Анализ форм получения образования показывает, что дистанционное обучение (ДО) также является формой получения образования (также как очная, заочная, очно-заочная и экстернат) при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.
Наступающий век уже сейчас требует качественно иных знаний и подходов к решению управленческих и производственных проблем. Складывающийся рынок труда в новых рыночных условиях предъявляет все возрастающий спрос на специалистов высокой квалификации в областях экономики, финансов, управления и права.
Система дистанционного обучения дает актуальные по содержанию и качеству знания - мобильно, удобно, технологически современно! Преимущества С.Д.О.
образование возможно получить в сжатые сроки; совершенно не требует отрыва обучающегося от основной работы; гибко и удобно для обучающегося; процесс обучения можно начать в любое время года; обходится приблизительно в два раза дешевле очной и заочной форм обучения;
не снижает качества обучения, построенного на государственных образовательных стандартах;
каждый обучающийся обеспечивается полным комплектом учебно-практических пособий;
идеально приспособлено для подготовки (переподготовки) персонала отдельной фирмы; эффективно на любом расстоянии от образовательного центра.
В чем состоит прогресс С.Д.О.
Гибкость - возможность варьировать длительность и порядок обучения, использовать самые современные учебные средства, приспособляемость к любому уровню предварительного образования.
Модульность - целостное представление о предметной области локализовано в каждом отдельном курсе, из которых формируется любое разнообразие учебных программ. Это позволяет осуществить индивидуальный или групповой подход к образовательным потребностям обучаемых.
Новая роль преподавателя - обучаемый получает персонального преподавателя-консультанта, оказывающего научно-методическую помощь на всех этапах самостоятельной работы.
Экономическая эффективность - по оценкам мировых образовательных систем экономическая эффективность СДО на 50% выше традиционных форм образования.
Дистанционное обучение может быть использовано в любой среде, где есть потребность людей к улучшенному доступу к информации, совместно использовать ресурсы, или где ученики, преподаватели, администраторы и предметные специалисты должны достигать отдаленных мест, чтобы проводить коммуникации друг с другом.
Модель СО
Данная модель базируется на использовании сети ИНТЕРНЕТ. После прохождения формальных процедур по оформлению и оплате курса, обучающийся получает пароль для санкционированного доступа к учебной информации и координаты тьютора для индивидуальных консультаций и сдачи промежуточных тестов.
Модель МТ
Представляет собой вариант, при котором студент в процессе дистанционного обучения использует мобильный персональный портативный компьютер (МППК). В случае применения МППК в режиме «плейера», он применяется для чтения учебных материалов, выполненных в электронном виде. МППК может быть приобретен студентом в личное пользование или взят на прокат. Электронные варианты курсов могут быть записаны в память МГШК целиком в объеме, необходимом для изучения всей учебной дисциплины или частично, если это не позволяет память МППК. В последнем случае по мере изучения учебный материал обновляется путем перезаписи с настольных персональных компьютеров учебных центров через инфракрасную или кабельную связь.
Наиболее сложные и дорогие МППК являются полнофункциональными и по своим функциональным возможностям приближаются к персональным компьютерам серии Pentium и имеют выход в ИНТЕРНЕТ, то в таком случае Модель МТ не отличается по существу проведения учебного процесса от Модели СО.
Анализ стоимости обучения по заочному и дистанционному обучению, проведенному применительно к Московским вузам и вузам Нижегородской области показал, что ДО дешевле дневной формы приблизительно в два раза и составляет около $1000 в год. Но сюда не входит стоимость поездок, оплаты средств коммуникаций (почты, телефонных переговоров и др.). Для сравнения укажем, что только один курс длительностью обучения месяц стоит за границей $2000-3000.
В заключении обратим внимание на важное обстоятельство, а именно проблему потенциальной возможности оплаты за обучение в настоящее
время в России. С учетом минимального прожиточного минимума в сумме
около $60 в месяц можно сделать вывод о том, что среднестатистическое
население России не может оплачивать высшее образование, т.к. денежный месячный доход составляет около $116. Реальная стоимость
образовательной услуги для среднестатистического населения России
составляет при очной форме получения образования составит около $2000
т.е. в массовом масштабе вопрос стоит невозможности оплаты высшего
образования, получаемого по очной форме.
В этом случае ДО является единственной возможностью получения
образования широкими слоями населения.
Возможности и ограничения информационных технологий
Играя существенную роль в дистанционном обучении менеджеров,
информационные технологии имеют ряд существенных ограничений. В
первую очередь нельзя ограничиваться лишь одним типом электронных
коммуникаций (электронная почта, интернет-конференции, обучающие
программы или что-то иное). Более эффективно использовать сочетание
различных средств коммуникации, включая личное общение. Важно
понимать возможности и ограничения каждого из типов общения. Как мы
уже отметили выше, каждый из типов общения имеет свои сильные и слабые стороны:
Таблица 1
Качественные различия типов общения
Тип общения |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
То же время и то же место |
Активная передача неформализированных знаний. Возможность тут же получить ответ на свой вопрос |
Быстротечность процесса. Можно не успеть ощутить затруднение и не задать своевременно вопроса. Можно сразу не понять ответа |
Тоже время и разные места |
Активный обмне мнениями. Возможность быстро уничтожить вопрос |
Ограничение по количеству активных участников. Надо быстро формулировать свои суждения и вопросы |
Разное время и то же место |
Можно продумать своё сообщение и подумать над сообщениями других |
Невозможно передать быстро сообщение или получить оперативную обратную связь |
Разное время и разные места |
Сообщения тщательнее готовятся. Есть возможность обратиться к сообщениям повторно |
Слишком долгая обратная связь (если вообще есть) |