Таким образом, в современных условиях объем выплат слабо увязан с объемами и эффективностью производства, а определяется структурой народного хозяйства и возможностями бюджета. Об этом свидетельствует сопоставление уровня поддержки республики Саха и Амурской области. В республике Саха в последние годы основная поддержка (95%) оказывалась из местного бюджета и в 4,5-6 раз превышала размеры поддержки в Амурской области (табл. 26).
Таблица 26 | ||||||
Уровень государственной поддержки сельского хозяйства | ||||||
Источники поддержки | Республика Саха | Амурская область | ||||
1995 | 1996 | 1997 | 1995 | 1996 | 1997 | |
1.Получено из федерального бюджета, млрд. руб. | 10,84 | 13,81 | 25,4 | 89,5 | 50,3 | 44,8 |
в т.ч. дотации и компенсации | 5,44 | 5,01 | 11,4 | 56,4 | 37,2 | 40 |
2.Получено из местного бюджета, млрд. руб. | 240,3 | 537, 5 | 504,4 | 51,3 | 48,8 | 88,5 |
в т.ч. дотации и компенсации | 173,3 | 290,4 | 309,1 | 30,6 | 29,7 | 68,4 |
3. Всего получено поддержки, млрд, руб. | 251,14 | 551,31 | 529,8 | 140,8 | 99,1 | 133,3 |
4. Приходится средств поддержки на 100 руб. валовой продукции, руб. | 15,6 | 23,5 | 20,4 | 9,3 | 3,9 | 4,5 |
Аналогичное положение складывается и с распределением капитальных вложений. На Амурскую и Еврейскую автономную области, в которых сосредоточено 43% сельскохозяйственных угодий и 61% пашни, приходилось от 6,6 до 13% капитальных вложений (табл. 27).
Таблица 27 | |||||||||
Капитальные вложения за счет всех источников финансирования (в действующих ценах), млрд. руб. | |||||||||
Территории | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | |||||
Сумма | % | Сумма | % | Сумма | % | Сумма | % | ||
Дальний Восток | 1108,27 | 100 | 1806,78 | 100 | 2060,16 | 100 | 1167,39 | 100 | |
Республика Саха | 229,17 | 20,7 | 446,72 | 24,7 | 524,15 | 25,4 | 298,07 | 25,5 | |
Еврейская АО | 28,11 | 2,5 | 24,99 | 1,4 | 19,02 | 0,9 | 11,12 | 1,0 | |
Амурская область | 118,35 | 10,7 | 122,3 | 6,8 | 118,26 | 5,7 | 139,58 | 11,9 | |
В капитальных вложениях, осуществляемых за счет местных бюджетов, на Республику Саха приходится от 66 до 82%, а на Амурскую область 6,8-20%. Под влиянием этих процессов повышается удельный вес сельскохозяйственной продукции, производимой в регионах с неблагоприятными условиями и высоким уровнем затрат.
Передача поддержки аграрного сектора на региональный уровень является экономически неоправданной мерой. Целесообразно восстановить выплату дотаций на продукцию животноводства из федерального бюджета. Это позволит повысить эффективность использования средств и будет способствовать формированию единого рыночного пространства на территории России.