2.2. Изменение ценовой среды
Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными условиями.
В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно-энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно-энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях. Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 20).
Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8 раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет общий характер, но отличается по территориям.
Таблица 20 | ||||||
Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, раз) | ||||||
Вид производства, территория | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1995 в % к 1990 |
Топливный комплекс | ||||||
Амурская область | 0,8 | 127 | 1 | 21 | 2,7 | 5760 |
Республике Саха | 2,2 | 188,1 | 6,2 | 2,7 | 2,6 | 18011 |
Лесной комплекс | ||||||
Амурская область | 3,0 | 20 | 13,7 | 3,8 | 1,9 | 5934 |
Республике Саха | 3,7 | 18,3 | 12,5 | 4,1 | 2,8 | 2959 |
Сельское хозяйство | ||||||
Амурская область | 2 | 7,9 | 8,8 | 4 | 2,7 | 1501 |
Республике Саха | 1,6 | 6,9 | 14,4 | 4 | 2,9 | 1844 |
На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к 1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного 11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21).
Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры по усилению государственного регулирования цен на товары производственного назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг, соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих условиях позволяло повышать цены на их продукцию.
Таблица 21 | ||||
Индекс цен на отдельные виды промышленной продукции, потребляемой сельским хозяйством (Хабаровский край, 1990 г. = 1) | ||||
Виды продукции | 1991 | 1994 | 1995 | 1997 |
Трактор ДТ-75 | 1,93 | 2671 | 7359 | 19125 |
Трактор МТЗ-80 | 1,86 | 4568 | 6086 | 14482 |
Мин. удобрения | 2,00 | 1352 | 5297 | 18750 |
Дизельное топливо | 2,25 | 6822 | 22970 | 26625 |
Автобензин | 1,53 | 4946 | 15491 | 19923 |
В сельском хозяйстве до 1992 г. действовали государственные закупочные цены, по которым реализовывалось более 80% товарной сельскохозяйственной продукции. Государственные закупочные цены дифференцировались по зонам и группам хозяйств с помощью надбавок и обеспечивали рентабельность большинства сельскохозяйственных предприятий. В отраслях перерабатывающей промышленности применялись оптовые расчетные цены на сельскохозяйственное сырье, которые часто были ниже закупочных.