Технологический и инженерный цикл объединяет необходимость в проведении исследований в области технологий.
Маркетинговый цикл — развитие новых рынков, что требует от продуктов удовлетворения потребностей общества. В настоящее время продукты всё больше сопровождаются дополнительными услугами, а создаваемые технологически сложные продукты требуют всё больше дополнительных услуг, поэтому инновации всё чаще представляют собой комбинацию продукт-услуга. Создание продукта объединяет маркетинговый и инженерный циклы.
Поскольку инновационный процесс представлен замкнутым циклом, то нельзя сказать, что стоит в начале, а что в конце процесса, наука или рынок. Инновационный процесс может начаться в любом месте в любое время. Изменения, происходящие в одном узле, влекут за собой изменения во всём цикле.
Все модели перечисленные в предыдущем разделе в настоящее время находят применение при управлении инновационными процессами в различных организациях. Выбор той или иной модели зависит от многих факторов: уровня развития экономики в стране, политического устройства, культуры, менталитета, отрасли и т.д. Тем не менее интерес ученых сосредоточен на развитие последних моделей, возникших в 90-е и в начале 2000-х. К наиболее популярным в последнее время моделям относятся модели пятого поколения или модели интегрированных систем и сетей. Основные принципы, заложенные в эти модели были рассмотрены в п. 1.7.5. Большая часть исследований в последние годы посвящена модели открытых инноваций, особенностям ее применения в разных странах и различным методам управления и создания инноваций в рамках этой модели. Также в современных работах часто встречается модель «Воронка», ее используют для описания подходов к управлению инновационных процессов и их визуального отображения.
Последние две модели: открытых инноваций и «Воронка», - будут рассмотрены в данном разделе.
Модель «Воронка» разработана Стивеном Уйлрайтом (S.C. Wheelwright) и Кимом Кларком (K.B. Clark) и опубликована в 1992 году в книге «Revolutionizing product development: quantum leaps in speed, efficiency, and quality». Модель представляет создание инновации как процесс преобразования идеи от концепции к реальному продукту, удовлетворяющему потребности рынка. Основное внимание в модели уделяется процессу поиска и отбора идей. На вход модели поступает большое количество идей, которые постепенно обрабатываются и оцениваются, таким образом, что для дальнейшей разработки проекта доходят наиболее перспективные идеи. Графически этот процесс изображается как сходящаяся воронка (см. рис. 2.1.).
Рис. 2.1. Модель инновационного процесса «Воронка»
При управлении «Воронкой» должны быть решены три основные задачи. Первая задача состоит в максимальном расширении входа воронки [10]. Для этого необходимо увеличивать базу знаний компании и расширять возможности доступа к различным источникам информации с целью увеличения количества идей для создания новых продуктов и процессов. Вторая задача состоит в необходимости сужения «горлышка воронки», т.е. выбора наиболее привлекательных идей. Это необходимо для того, чтобы сосредоточить ограниченные ресурсы на наиболее успешных проектах. И на последних стадиях проекта важной задачей стоит максимизация стоимости интеллектуального капитала копании. Это достигается посредством применения инновации более чем к одному продукту, а также распространению патентов и лицензий.
Закрытая модель инновационного процесса господствовала вплоть до конца ХХ века. В ее основе лежит принцип того, что успешная инновация должна быть разработана внутри компании, т.е. компания должна самостоятельно генерировать идеи, развивать их, проводить НИОКР, производство, маркетинг, распространение и сопровождение товара [3].
Эта модель была оправдана, т.к. собственные НИОКР в то время являлись серьёзным стратегическим активом, создающим значительные барьеры для проникновения конкурентов на рынок. Однако сейчас ситуация значительно изменилась. Многие ведущие промышленные компании сталкиваются с серьёзной конкуренцией со стороны новичков, которые не проводят собственные исследования. Они берут новые технологии из внешних источников и проводят их коммерциализацию.
В последнее время открытая модель инноваций приобретает всё большее распространение. Термин «открытые инновации» ввёл Генри Чесбро (Henry Chesbrough) в книге «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий» в 2003 году. Теория открытых инноваций определяет процесс исследований и разработок как открытую систему. Для создания инновации компания может использовать всё многообразие источников идей, в разработке инноваций используются как собственные исследования, так и исследования, проводимые другими организациями. Если выявленная инновация не соответствует бизнес-модели компании, то необходимо не скрывать её, а получать выгоду от использования её другими организациями через продажу, распространение лицензий, создание дочерних компаний и т.д.
Открытая модель инноваций может быть применена не во всех отраслях. Например, в военной промышленности и атомной энергетике строго придерживаются закрытой модели. В сфере информационных технологий, массовых коммуникаций и фармацевтической промышленности наблюдается активный переход к открытой модели. В автомобильной промышленности, банковской сфере, здравоохранении, страховании, производстве потребительских товаров наблюдаются тенденции к переходу к открытой модели [16].
Открытая модель инноваций относится к пятому поколению моделей по классификации Росвелла. Исследования инновационного процесса в настоящее время в основном связаны с развитием открытой модели инноваций, различных методов и инструментов, применяемых в рамках этой модели, а также особенностей ее работы в разных странах.
Заключение
Обзор литературы показал, что инновационный процесс рассматривается разными учёными как минимум в трёх различных точек зрения. Наиболее часто в моделях инновационный процесс представляется как последовательно-параллельное осуществление научно-исследовательской, научно-технической инновационной, производственной деятельности и маркетинга. С другой позиции инновационный процесс рассматривается как преобразование идеи в коммерциализованный продукт и его дальнейшее распространение на рынке. С третьей позиции рассматривается процесс влияния инноваций на существующие технологии, их разрушение / замена на новые технологии или же напротив улучшение и укрепление существующих технологий.
Рассмотренные модели используются для управления инновационным процессом на предприятии, планирования стратегии развития предприятий и внедряемых изменений.
Анализ моделей показал, что они в процессе развития значительно усложнились. Это связано с тем, что инновационный процесс многогранен и трудно поддается описанию. Попытки описать его максимально полно привели к появлению сложных сетевых моделей, которые все равно не обладали желаемым уровнем достоверности, но стали тяжелыми для восприятия. Этим объясняется популярность одной из последних моделей «Воронка», которая задает некоторое общее представление о сущности и направлении процесса от идеи до продукта, выведенного на рынок, модель не имеет четкой структуры и оставляет свободу для трактования содержания процесса.