В модели «вытягивания спросом», представленной на рис. 1.7., толчком для создания инновации считается выявленная потребность, а НИОКР становится последующим этапом, позволяющим удовлетворить запросы рынка.
В период с середины 70-х до середины 80-х годов процессы инфляции и стагфляции привели к повышению внимания к вопросам рационализации производства. Большинство компаний выбирали стратегию консолидации, что привело к созданию портфелей продуктов («product portfolios»). От проведения отдельных исследовательских проектов отказались. Процессы исследований и разработок и маркетинга тесно переплелись в едином инновационном процессе. Сокращение расходов за счёт обеспечения информационного взаимодействия между научной, производственной и маркетинговой деятельностью легло в основу совмещённой модели инновационного процесса.
Совмещённая модель («объединяющая модель», «coupling of R&D and marketing», «feedback model») отражает важность как рыночных, так и технологических факторов. В качестве источников инноваций выступают как результаты НИОКР, так и потребности рынка. Модель инновационной деятельности третьего поколения сохраняет последовательный линейный характер, но уже с многочисленными обратными связями (рис. 1.8.).
Рис. 1.8. Совмещённая модель инновационного процесса (3G) [10]
После того как экономики развитых стран оправились от кризиса начала 80-х г.г. их стратегии стали фокусироваться на борьбе за время («time-based struggle»). Новые подходы к организации производства в Японии привели к появлению нового поколения моделей инновационных процессов — интегрированных моделей бизнес-процессов («интегрированной модели», «integrated business process»). В данных моделях акцент делался на интеграцию исследований и разработок с производством и на более тесное сотрудничество с поставщиками и покупателями. Различные подразделения предприятий интегрировались для создания нового продукта, позволяя предприятию уменьшать срок разработки продукта при одновременном снижении издержек. В то же время значительно увеличилось горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов) [10].
Как пример модели G4 - поколения можно рассмотреть процесс разработки нового продукта в компании Nissan рис. 1.9.
Рис. 1.9. Процесс разработки нового продукта в Nissan [10]
Этот пример модели сфокусирован на основных внутренних характеристиках процесса: его параллельной и интегрированной сущности. На практике вокруг находится сеть взаимодействий, представленная в третьем поколении процесса (рис. 1.9.).
Разработка нового товара наиболее эффективна в тех случаях, когда с самого начала имеет место тесное сотрудничество между отделом исследований и разработок, техническим, производственным, маркетинговым и финансовым подразделениями компании. Заложенная в продукт идея должна быть проанализирована с точки зрения маркетинга, а все этапы разработки координироваться специальной межфункциональной группой. Исследования показывают, что успех новых товаров японских компаний во многом определяется широким использованием работы межфункциональных групп. Кроме того, японские компании ещё на ранних стадиях обращаются к потребителям и выясняют их взгляды на новый товар. Компании анализируют перспективный спрос, а затем на последних стадиях инновационного процесса на основе сделанного прогноза участвуют в формировании рыночного спроса (рис. 1.10.) [10].
Рис. 1.10. Японский подход к инновационному процессу [10]
И наконец с начала 90-х г.г. и посей день в центр внимания встала проблема ограничения ресурсов. Это привело к объединению компаний в сети для обеспечения гибкости и сохранения темпов развития. В основу стратегий легло развитие партнёрства, совместный маркетинг, переход к «открытым инновациям». Изменился подход к инновационному процессу. Компании пришли к тому, что для создания инноваций необходимо объединять не только различные подразделения, задействованные в процессе, но и создавать и укреплять их сетевые взаимодействия с потребителями, поставщиками, исследовательскими лабораториями, университетами и другими учреждениями. Также этому периоду характерно широкое использование экспертных систем, имитационного моделирования, интегрированных систем гибкого производства и автоматизированного проектирования. На рис. 1.11. представлена модель инновационного процесса пятого поколения, предложенная Росвеллом.
Инновации как процесс накопления ноу-хау [12]
Циклическая модель инноваций («the cyclic innovation model»), разработанная профессором Гуусом Беркхоутом (Guus Berkhout) в 90-е годы и опубликованная 2000 году, показывает, что успешное выведение на рынок нового продукта или услуги является нелинейным процессом, включающим в себя множество циклических междисциплинарных взаимодействий между участниками процесса. Циклическая модель согласовывает модель «технологического толчка» с моделью «вытягивания спросом». Представленная на рис. 1.12. циклическая модель инноваций описывает инновационный процесс, как замкнутый цикл изменений научных знаний, технологических и технических возможностей, промышленного дизайна и производства, а также изменений на рынках.
Рис. 1.12. Циклическая модель Беркхоута [15]
Модель представляет собой замкнутый цикл, включающий в себя четыре узла изменений, объединённых четырьмя взаимодействующими циклами. Совместно они представляют основу сложного, пересекающего границы традиционных компаний инновационного процесса, соответствующего современной модели открытых инноваций.
В цикле технических знаний взаимодействие происходит в процессе создания и развития новых технологий, что требует новых знаний в различных областях науки: механике, физике, химии, биологии, информатике. Технологические исследования — междисциплинарная деятельность.
Процессы взаимодействия инженерного цикла связаны с созданием нового продукта, что требует от различных технологических областей разработки методов и инструментов для создания нового дизайна и способов производства.