– деятельность, охватывающая вопросы документирования и организации работы с документами при осуществлении управленческих действий.
Документирование– процесс создан6ия и оформления документа.
Параллельно с термином делопроизводство используется термин документационное обеспечение управления (ДОУ). Его появление связано с внедрением в управление компьютерных систем и их организационным, программным и информационным обеспечением для приближения к терминологии, употребляемой в компьютерных программах и литературе.
ДОУ– работа с готовыми документами, созданными учреждениями и полученными извне:
· Прием документов
· Распределение
· Регистрация
· Исполнение
· Контроль исполнения
· Формирование дел
· Подготовка документальных материалов к архивному хранению и использованию.
ДОУ в организациях осуществляется спецслужбой, действующей на правах самостоятельного структурного подразделения, она подчиняется руководителю организации.
В министерствах и ведомствах документационным обеспечением занимаются управления делами. В состав управления делами как правило входят секретариат(приемная, секретариат министра, зам.министра, протокольное бюро), инспекция при министре, канцелярия, бюро учета и регистрации, экспедиция, копировально-машинальное бюро, отдел писем и жалоб, отдел совершенствования работы с документами и внедрение технических средств, центральный архив. В организациях, не имеющих службы ДОУ, в структурных подразделениях работу с документами выполняет секретарь руки(инспектор) или другое специально назначенное должностное лицо. Основной задачей службы ДОУ является установление единого порядка документирования и работы с документами в отрасли или в отдельной организации и на основе их использование современной вычислительной техники и автоматизации.
Документы играют огромную роль в жизни общества. Их различают по значимости и характеру. Документы служат подтверждением факта, события, явления. Они могут иметь политическое, историческое, юридическое и экономическое значение. Документы могут служить источником информации для написания истории государства, республики, городов. Слово «документ» в переводе с лат. означает «свидетельство», «способ доказательства».
Документ – материальный объект с информацией, закрепленной созданным челом способом, для ее передачи во времени и пространстве.
Документ – материальный носитель, содержащий информацию в зафиксированном виде.
Любое управленческое решение всегда основывается на информации по рассматриваемому вопросу или управляемому объекту. Информация тождественна понятием: «данные», «сведения», «показатели». Законодательно закреплен следующий термин.
Информация – это сведения о лицах, предметах, явлениях и процессах, не зависимых от формы их представления.
Необходимость фиксировать информацию появилась у людей в глубокой древности. До нашего времени дошли документы, созданные на глиняных табличках, бересте, каменных стенах и т.д.
Способы нанесения информации также были различны: рисунок, графика, письмо.
В настоящее время в управленческой практике используются главным образом документы, созданные каким-либо образом письма: рукописным, машинописным, типографическим, компьютерным, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звука- и видеозаписи, и на специальном материале(бумаге, кино и фото пленке, магнитной ленте, диске и т.п.).
Документирование в аппарате управления может осуществляться на естественном языке(машинопись, рукопись, телеграмма, факсограмма и т.д.) и на искусственном языке с использованием соответствующего носителя(магнитные ленты, дискеты, диски и т.д.).
На сегодняшний день в управленческой практике преобладающим способом документации является компьютерная печать. Однако ряд документов например заявление, объяснительные записки создаются обычным рукописным способом.
Изучение развития способом документирования и носителей информации занимается научная дисциплина – документоведение.
Это целевое назначение, которое присуще этому документу.
Все официальные документы имеют общие и специальные функции.
Общие:
А) информационная, т.е. документ создают для сохранения информации.
Б) социальная, документ является социально значимым объектом, т.к. связан с определенной социальной потребностью.
В) коммуникативная, т.е. документ выступает средством связи между организациями и др. общественными органами.
Г) культурная – документ закрепляет и передает культурной традиции общества в частности в уровень научного и технического развития общества.
Д) управленческая – документ является инструментом управления, поскольку специально создан для этой цели.
Е) правовая – документ является средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношения в обществе.
Ж) историческая – документ – источник исторических сведений о развитии общества после выполнения своих оперативных функции, чему помогает его поступление на хранение вы архив.
Это деление документов на классы по наиболее общим признакам, сходствам, различиям.
- по наименованию, т.е. по названию документа.
- по месту составления документы делятся на внутренние (созданные в данной организации и отражающие вопросы внутри нее) и внешние (поступающие в организацию или направляемые в др. организацию, др. лицам).
- по количеству вопросов, включенных в текст, документы бывают: простые, в которых содержится и предлагается решение только одного вопроса; сложные, в которых содержится несколько вопросов.
- по форме документы могут быть индивидуальные (создаваемые в произвольной форме); типовые (образец, по которому составляются тексты, аналогичные документам); трафаретные (часть текста отпечатана заранее, а часть текста вписывается при составлении).
- по средствам фиксации: рукописно печатные (рукописные, машинописные, изготовленные на множительных аппаратах и типографическим способом); графические (чертежи, графики, схемы, рисунки и т.д.); фотокино документы, запечатленные путем фотографирования или киносъемки и звуковые фотодокументы, которые зафиксированы с помощью звукозаписывающих аппаратов.
- по срокам хранения: постоянного (вечного), долговременного(свыше 10лет), временного(до 10лет).
- по происхождению: служебные(затрагивающие интересы предприятия, отдела, группы работников), личные(касающиеся конкретного лица и являющиеся именными).
- по назначению: подлинники, копии, выписки, дубликаты.
Подлинники – документ, отредактированный соответствующим образом, оформленный и подписанный.
Копия – полное воспроизведение всех реквизитов подлинного документа.
Дубликат – вторично воспроизведенный документ, целиком, повторяющий подлинник, обычно дубликат выдают взамен утраченного подлинника.