рефераты по менеджменту

Исследование систем управления - Эмпирические методы исследования

Страница
2

· планомерности (производится по плану, составленному по задачам наблюдения);

· целенаправленности (наблюдаются только интересующие стороны изучаемого элемента);

· активной объективности (исследователь активно непредвзято обосновывает требуемые для исследования процессы изучаемою объекта);

· систематичности (наблюдение ведется непрерывно или по определенной системе);

· деликатности и доброжелательности.

Наблюдение как метод познания позволяет получать первичную информацию в виде совокупности эмпирических данных.

Виды наблюдений

В зависимости от классификационных признаков наблюдения могут быть:

· по особенностям взаимодействия исследователя и объекта изучения — прямые и косвенные;

· по продолжительности и периодичности — постоянные, периодические (проводимые с определенным периодом, например, один раз в год) и внезапно-случайные;

· по степени формализации наблюдений — неконтролируемые (используется только общий план наблюдений) и контролируемые (проводятся по детально разработанному плану и процедуре);

· по положению наблюдателя относительно событий — «включенные» (исследователь адаптируется к СУ и проводит регистрацию «изнутри системы) и сторонние (исследователь регистрирует события «со стороны» системы, не являясь ее участником);

· по условиям организации наблюдений — естественные, т.е. «полевые (в обычных условиях функционирования системы) и лабораторные (у экспериментально созданных ситуациях);

· по способу наблюдения и регистрации наблюдения — аудио, визуальные, видео, автоматические, дистанционные, документированные, комбинированные;

· по объемности — сплошные и частичные.

Методы прямых наблюдений представляют собой способы непосредственных регистраций событий, происходящих в СУ, используемые, как правило, по запланированной процедуре с заранее установленной исследовательской целью и направленные на решение определенных задач.

Одним из примеров использования методов наблюдения может быть изучение затрат рабочего времени управленческих и других работников. При этом следует применять методы непосредственных замеров (сплошных, выборочных, циклических) и моментных наблюдений (в случайно выбранные моменты). Выбор непосредственных замеров позволяет более полно изучать процессы труда, а метод моментных наблюдений — менее детально, изучить эти процессы, но с меньшими затратами и в более короткие сроки.

Способы получения информации методом наблюдения

Эти способы можно подразделить следующим образом:

· фотография (самофотография, индивидуальная, групповая, бригадная, массовая, многостаночная, целевая, производственная и т.п.) рабочего времени;

· хронометраж;

· фотохронометраж;

Метод изучения документации

Метод изучения документация основан на изучении документации (в первую очередь первичной) на письменных или машинных носителях, имеющихся непосредственно в исследуемой СУ. Известно, что в рамках управляющей подсистемы социально-экономической системы предприятия все решения должны приниматься на основе соответствующей информации. Объем информации, необходимой для принятия управленческих решений, зависит от количества, сложности объектов управления, выполняемых функций, периодичности решений по каждой функции, степени делегирования полномочий по подготовке решений, частоты и объема отчетности перед вышестоящими инстанциями, числа уровней управления, численности аппарата управления, правильности распределения документов и др. В связи с этим метод изучения первичной документации и других аналогичных информационных источников при исследовании СУ — один из наиболее доступных и распространенных для исследователей.

Анализ любой управленческой информации следует начинать с выявления таких ее свойств, как линейность (возможность записывать информацию построчно), дискретность (в основном, алфавитно-цифровая), возможность хранения, однотипность, массовость, общность возникновения, объемность (по количеству). В зависимости от свойств информации выбирают то или иное техническое средство для ее обработки, документирования и документационного обеспечения работников.

Информация, используемая в управлении, должна обладать: достоверностью, т.е. в определенной мере соответствовать фактическому состоянию описываемого объекта; своевременностью, т.е. удовлетворять требованию ко времени выработки решения; достаточностью, т.е. обеспечивать минимально необходимый объем информации для принятия оптимального решения; доступностью для восприятия; понятностью для восприятия; лаконичностью; экономичностью.

Классификация документации

Все многообразие документов, используемых в управлении и подлежащих анализу, следует классифицировать по соответствующим признакам. Совокупность документов по виду деятельности образуют системы документации, среди которых наиболее применимыми: организационно-распорядительная; конструкторская; технологическая; по изобретательству и рационализации; по стандартизации; плановая; отчетно-статистическая; первично учетная; финансовая и бухгалтерская; расчетно-денежная; по ценообразованию; по материально-техническому обеспечению и сбыту; по социальному обеспечению. В практике управления, безусловно широко используются и другие системы документации (правовые, учебные и т.п.).

Источники документированной информации

Источником сбора, изучения, обобщения и анализа первичной информации, которая при проведении исследований СУ подвергается изучению, обобщению и анализу, служат:

· данные внешней бухгалтерской отчетности, не являющиеся коммерческой тайной, публикаций, статистических материалов;

· устав, учредительный договор, протоколы учредительного собрания, подписные листы на акции и другие документы, регламентирующие деятельность организации;

· состав членов правления и их заместителей, состав ревизионной комиссии;

· приказы о назначении генерального директора (президента) и его заместителей;

· нормативно-правовые документы по основным направлениям деятельности организации и менеджмента, в том числе законы и другие подзаконные акты;

· ОСУ организацией и ее структурных единиц;

· экологический паспорт;

· показатели активов и пассивов балансовых отчетов, отчетов о финансово-экономических результатах и их использовании, отчетов о прибылях и убытках, других бухгалтерских, учетных и статистических документов;

· входящие и исходящие документы;

· положения о подразделениях, руководящие документы, методики, стандарты, должностные инструкции, процедуры и другие документы, регламентирующие деятельность подразделения, а так же документы отражающие: цели задачи организации; степень специализации, концентрации, комбинирования научно-технических разработок и производства продукции; кооперацию научно-технических и производственных структурных единиц; централизацию и специализацию функций обеспечения и обслуживания; маршруты материально-вещественных и информационных потоков; соотнесенность структурных единиц и подразделений и их численности в жизненном цикле продукции (услуг); состав целей управления, функций и задач и их распределения между уровнями и звеньями управления; централизацию и распределение полномочий по принятию решений; функциональные связи между уровнями и звеньями управления и отдельными руководящими работниками; существующую технологию выполнения функций и задач; кадровое обеспечение; уровень используемых технических средств управления; используемые методы управления; факторы, обеспечивающие получение прибыли; исполнительность решений в структурных единицах организации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту