ВВЕДЕНИЕ
Основными категориями, поддерживающими исследования в организациях, как в системах управления, являются категории “метод научного познания”, “средства исследования” и “уровни исследования”.
Под методом понимается система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека. Метод (греч. путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Лишь благодаря исследованию различных методов человеческая деятельность может быть эффективной.
Под средствами исследования понимаются материальные системы, замещающие объект исследования (в случае применения моделей) или чело века в трех его основных функциях:
чувствующего (микроскоп, телескоп, усилитель);
мыслящего (ЭВМ);
действующего (ракета, луч лазера).
Исходя из логики движения знания и характера организации познания, можно выделить два основных уровня научного исследования: эмпирический и теоретический, а также методы исследования, которые применяются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
Эмпирический уровень исследования. На этом уровне исследователь накапливает факты, информацию об исследуемых объектах и проводит:
· наблюдения;
· сравнения:
· измерения;
· эксперименты;
· первичную систематизацию знаний (в форме таблиц, схем, перечней, графиков и т.п.).
Теоретический уровень исследования. На этом уровне происходит синтез накопленных знаний в форме научной теории. В теории понятия и суждения исследуемой области явлений объединены центральной мыслью теории — идеей.
В зависимости от того, на каком уровне производится исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие методы познания.
Для удобства изучения и практического применения тех или иных методов их целесообразно разделить на три группы:
· методы эмпирического исследования;
· методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования;
· методы теоретического исследования.
Настоящая работа раскрывает сущность эмпирических методов исследования.
Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования.
Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию о СУ. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.
1.2. ПЕРЕЧЕНЬ И СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ БАЗОВЫХ МЕТОДОВ
К основным в данной группе можно отнести следующие методы исследования:
· наблюдение — способ сбора информации, осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных о СУ;
· изучение первичной документации — основан на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее на предприятии;
· сравнение — позволяет проводить сравнения исследуемого объекта с аналогом;
· измерение — способ определения фактических численных значений показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц, например, ваттами, амперами, рублями, нормо-часами и т.п.;
· нормативный — предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей СУ позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели; нормативы могут: определить состав и содержание функций, трудоемкость их выполнения, численность персонала, тип ОСУ и др. выступать в качестве нормативов определяющих норм (например, затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов, управляемости, числа допустимых уровней управления, трудоемкости выполнения функций) и укрупненных величин, определяемых в виде отношения к какому-либо комплексному показателю (например, норматив оборачиваемости оборотных средств; все нормы и нормативы должны охватывать всю систему в целом, быть научно обоснованными, иметь прогрессивный и перспективный характер);
· эксперимент — основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.
Следует отметить, что методы наблюдения и изучения первичной документации можно было бы отнести к логико-интуитивным методам. Однако учитывая тяготение этих методов к эмпирическим (так как они основываются, как правило, на фактической информации, на опыте функционирования СУ), применительно к исследованию управляющих подсистем социально-экономических систем более целесообразно рассматривать их именно в данной классификационной группе методов.
К эмпирическим методам с определенной долей условности можно отнести так называемый традиционный и расчетный методы. Традиционный метод предполагает получение фактических данных с помощью технических источников информации в лабораториях, испытательных станциях, ОТК и т.п. Очевидно, что его можно отнести как к измерительному, так и к экспериментальному способу получения информации об объектах исследования. Расчетный метод предполагает использование вычислений для получения характеристик об исследуемых объектах на основе известных теоретических и эмпирических зависимостей и данных, получаемых в большей части экспериментальным или измерительным способами. Примерами его применения могут быть расчет производительности труда, показателей патентной чистоты, статистических и других аналогичных показателей.
Метод наблюдения базируется на пассивной фиксации и регистрации параметров и свойств изучаемого объекта в процессе происходящих событий и возникающих ситуаций, в которых исследователь принимает косвенное участие, минимально воздействуя на них при сборе информации. Данный метод может быть прямого (в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения и прямых коммуникаций исследователя с изучаемым объектом) и косвенного (в специально выбранные отрезки времени и на опосредственных связях и коммуникациях) наблюдения. По существу, наблюдение — это метод сбора первичной информации об изучаемом объекте.
Наблюдение может проводиться во время работы управленцев и т.п. Таким способом получают, как правило, данные, которые не отражены в документах, например: как организуются работы, выполняются процедуры управления, соблюдаются условия труда и техники безопасности, проявляются творческие способности работников, формируются формальные и неформальные отношения между сотрудниками и в коллективе, используются методы и стиль управления, принимаются управленческие решения и т.п.
По существу, наблюдение представляет собой систематическое целенаправленное восприятие объекта, которое должно удовлетворять, следующим требованиям:
· целевого подхода (наблюдение ведется для определенной, четко поставленной задачи);