Другим классификационным признаком информационных систем является их пользовательский интерфейс, то есть набор приемов взаимодействия пользователя с операционной системой и ее надстройкой. Современные операционные системы поддерживают командный, WIMP- и SILK-интерфейсы.
Коммандный интерфейс - самый простой. Он обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода комманд.
WIMP-интерфейс расшифровывается как Windows(окно) Image(образ) Menu(меню) Pointer(указатель). На экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий.
SILK -интерфейс расшифровывается как Speach(речь) Image(образ) Language(язык) Knowledge(знание). При использовании такого интерфейса на экране по речевой комманде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим правилам.
Информационные системы используются в саимых различных областях. Одной из таких областей является гостиничный комплекс.
Для того, чтобы лучше понять структуру и работу информационных систем ресторанно-гостиничного комплекса необходимочетко уяснить работу самого комплекса.
Гостиница является составной частью индустрии гостеприимства, которая в свою очередь относится к более крупной индустрии - туризма.
Дадим определение термину “гостиница”. Гостиница может быть определена как коммерческое предприятие, основной задачей которого является предоставление туристам услуг по размещению и питанию, а также предоставление в аренду конференц-залов. Классифицировать гостиницы достаточно сложно из-за их большого разнообразия. Но несколько основных классификационных признаков все же существует.
1.Размер
Обычно отели группируются по размеру на четыре основные категории:
· До 150 номеров
· от 150 до 300 номеров
· от 300 до 600 номеров
· более 600 номеров
Такая классификация позволяет отелям одиннакового размера сравнивать свои операционные результаты и статистические данные.
2. Целевой рынок
При создании гостиницы одним из наиболее важных вопросов является “кто будет проживать в ней? Для кого она предназначена?” То есть необходимо определить целевой рынок. В число самых распостраненных гостиниц по этому признаку обычно включают: коммерческие, отели при аэропортах, отели-люкс, отели-курорты, придорожные, отели-казино, постоялые дворы(Bed and Breakfast hotel). В зависимости от типа гостиниц формируется и следующий признак.
3.Уровень сервиса
Еще одним классификационным признаком является уровень и колличество предлагаемых услуг. Согласно этому признаку гостиницы бывают предлагающими:
Высший уровень услуг - отели расссчитанные на прием гостей, представляющих высшие политические, управленческие круги, знаменитостей, хорошо обеспеченных людей.
Средний уровень услуг - такие отели рассчитаны на наибольший сегмент путешествующих. Чаще всего они имеют от 150 до 200 номеров.
Ограниченнй уровень услуг - предназначены для приема лиц с небольшим достатком. Нередко такие отели можно встретить в небольших поселках, у крупных автострад. Основная задача и услуга - “ предоставить крышу над головой”
4.Подчиненность
Гостиницы могут функционировать как независимые коммерческие предприятия или входить в гостиничные цепи, предоставляющие им определенные преимущества.
Гостиничные цепи - это обьединения гостиниц, работающих по контракту на управление. Такой контракт заключается между собственником конкретного отеля и компанией, предоставляющей услуги в области управления. Нередко одна и та же компания осуществляет управление большим числом гостиниц. Таким образом образуются цепи. Например, компания Associate Inns, ведет дела сети отелей Sheraton.
Франишизные цепи возникают в том случае, когда некое достаточно прибыльное гостиничное предприятие предоставляет в распоряжение другому свое ноу-хау на управление, маркетинг, организацию дел в ответ на соблюдение последним определенных условий, касающихся стандартов качества услуг, внутреннего оформления, нередко планировки номеров.
Резюмируем. Гостиничные цепи могут существовать на основе контракта на управление(если в центре находится управленческая фирма) и на основе договора-франшизы(если в центре - гостиничное предприятие).
Крупнейшие в мире гостиничные сети
( по количеству номеров для проживания)
Название |
Страна |
Количество номеров |
“Эйч-Эф-Эс” |
США |
509.500 |
“Холидей инн” |
США |
369.738 |
“Бест Уэстерн интрнешнл” |
США |
282.062 |
“Аккор” |
Франция |
268.256 |
“Чойс хоутелз интернешнл” |
США |
249.926 |
“Мэрриот интернешнл” |
США |
198.000 |
“Ай-Ти-Ти-Шератон” |
США |
129.201 |
“Хилтон Хоутелз” |
США |
90.879 |
“Промоус” |
США |
88.117 |
“Карлссон-Рэдиссон-САС” |
США |
84.607 |
“Хайетт хоутелз” |
США |
79.483 |
“Интер-континентал хоутелз” |
Великобритания |
61.610 |
“Хилтон интернешнл” |
Великобритания |
52.063 |
“Форте хоутелз” |
Великобритания |
49.183 |
“Соль Мелия” |
Испания |
46.825 |