1. уровень научно-технического развития в организации, т.е. насколько современны используемые технологии ;
2. люди и существующая в организации культура.
Последний фактор является определяющим, поскольку именно от него будет зависить первый. Действительно, усложнение информационных систем растет пропорционально росту формализации культуры и увеличению размера организации. Например, на малой фирме с ограниченным кругом задач где в ходу простые и неформальные отношения рядовых сотрудников с ее управляющими зачастую отсутствует потребность в сложных ИС. И наоборот, в больших организациях с сильно разветленной структурой такие системы являются жизненной необходимостью. Основная задача ИС для менеджера - поддержка принятия решений и управление потоками входящей/исходящей информации.
Общая схема информационных систем:
Входные данные -> Обработка -> Конечная информация
В разряд ИС входят также и источники информации. Это могут быть различные справочники, разработки в том числе и выполненные на лазерных дисках. Но самый большой обьем данных может предоставить лишь глобальная сеть Интернет.
Федеральная служба компьютерных сетей США 24 октября 1995 года дала следующее определение термину Интернет.
“ Интернет относится к глобальной информационной системе которая -
1. логически связана между собой адресным пространством на основе Протокола Интернет (IP) или его производных.
2. способна поддерживать связь с помошью протокола TCP/IP или его производных и/или совместимых с ним; и
3. предоставляет, использует или делает доступным публично или для ограниченного круга лиц высокий уровень услуг связанных с коммуникациями и смежными видами деятельности описаными выше.”
Это - формальноне определение. В более упрощеном виде Internet можно описать так: это глобальная компьютерная сеть, отдельные части которой субсидируются различными государственными учереждениями. Эта сеть поддерживает огромное колличество информационных потоков. Так как Internet есть ни что иное как обьединение местных сетей, то говорить о некоем органе управления в нем нельзя - все в Сети равны между собой.
Рассмотрим вкратце основные этапы развития Internet и ИС.
1950 гг. - появление автоматической обработки данных; в ответ на запуск Советским Союзом первого спутника Земли правительство Соединенных Штатов создает Агентство по исследованиям передовых технологий (ARPA) которое подчиняется Министерству обороны. Его основная задача - обеспечить лидирующее положение США в области науки и технологий применимых к военной отрасли.
1960 гг. - разработка систем выдачи сообщений; возникновение первой локальной сети внутри агенства ARPA. Первоначальное название сети - ARPANET. Она связывает компьютеры передовых американских университетов.
1970 гг. - разработка систем поддержки принятия решений и систем автоматизации работы офисов; создание первой программы электронной почты. Впервые появляется термин Internet.
1980 гг. - информация превращается в один из инструментов осуществления стратегии фирмы; Сеть выходит из под контроля военных и постепенно становится общедоступной.
1990 гг. - разработка систем, поддерживающих многозадачность и расширение глобальных компьютерных сетей; появление WWW - графической среды, поддерживающей технологию гипертекста.
В 1945 г. В.Буш, советник президента Г. Трумэна, проанлизировав способы предоставления информации в виде отчетов, докладов, проектов, графиков и поняв неэффективность такого представления, предложил свой способ размещения информации по принципу ассоциативного мышления. На базе этого принципа была разработана модель гипотетической машины МЕМЕКС. Спустя 20 лет Т. Нельсон реализовал этот принцип на ЭВМ и назвал его гипретекстом. Обычно любой текст представляется как одна единая строка символов, которая читается только в одном направлении. Гипертекстовая технология заключается в том, что текст представляется как многомерный, т.е. с иереархической структурой типа сети. Материал текста делится на фрагменты. каждый видимый на экране ЭВМ фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагментами, позволяет уточнить информацию об изучаемом обьекте и двигаться в одном или нескольких направлениях по выбранной связи. Графическая среда World Wide Web - это расцвет использования гиперетекста. Предположим вы нашли требуемую информацию. Используя ссылки на другие источники вы продвигаетесь вперед, находя новые и новые для вас факты. Таким же образом вы можете двигаться и назад, для уточнения уже изученного материала. WWW позволяет включать в свою структуру и элементы мультимедиа - графику и звук. Эпоха тектовых сетевых сред завершилась, уступив место новой графической гипертекстовой.
На сегодняшний день совокупный обьем информации в Сети подсчитать невозможно. Его можно сравнить разве что с совокупным обьемом информации во всех библиотеках мира. А какую конкретно пользу может принести Сеть, например, менеджеру ресторана? Во-первых, это наиболее быстрый и надежный способ передачи информации на значительные расстояния. Во-вторых, это самый дешевый способ проведения маркетинговых исследований. И, наконец, в-третьих - это возможность заявить о себе на весь мир с минимальными затратами - такую массовость охвата не может предоставить ни одно переодическое издание в мире.
Интернет развивается настолько быстро, что уже превратился в новый вид коммуникаций, так же как в свое время появилось телевидение и телефон. Вероятность найти требуемую информацию в Интернет я по собственному опыту свожу приблизительно к 80 %. Так как большинство пользователей Сети используют операционную систему Windows 95 в которой основные манипуляции производятся мышью, а расстояния между информационными банками могут измеряться десятками тысяч километров то появилось выражение “информация на расстоянии щелчка мыши”. И это действительно так!
Существуют различные подходы к классификации информационных систем. Но наиболее расспростарненными являются деления ИС по видам выполняемых работ и по типу пользовательского интерфейса.
Типы ИС
таблица 2.
Тип ИС |
назначение |
характеристика |
СПФО |
поддержка финансовых операций |
детализированная, стандартизированная обработка финансовых данных |
УИС |
поддержка управления |
регулярные, повторяющиеся операции сос татичной структурой и стабильной технологией |
СППР |
поддержка принятия решений |
предоставляет больше возможностей нежели обычная ИС, более гибкая и настраиваемая под конкретные потребности |
СПДАВМ |
поддержка деятельности аппарата высшего менеджмента |
системы структуирования высокого уровня, высокая надежность и достоверность |