Менеджмент - организационно - управленческая деятельность, направленная на решение управленческих задач.
Цели Субъект управления
Результаты
Задачи Объект управления
Возмущающее
1. Определение целей деятельности (что делать ?).
2. Разработка четкого плана, программы действия.
3. Организация работы.
4. Определение средств и ресурсов для выполнения всего комплекса задач.
5. Определение необходимых методов и способов работы.
6. Создание необходимых условий для каждого работника.
7. Осуществление самого процесса управления - метод выработки и принятия решения.
Объектом управления является производство.
Методы организации труда, производства и управления.
Предметы Продукт
Производственный
труда процесс труда
- люди
- орудия труда
- средства производства
- технология производства
Производственным процессом является организация всех этих элементов в пространстве и времени. Производственный процесс должен осуществляться по принципу максимизации результатов при минимизации затрат. Необходимо выделить элементы процесса и организовать их.
Основное содержание производственного процесса заключается в совокупности связанных между собой обеспечения, обслуживания, вспомогательных процессов и основного процесса. В этой совокупности реализуются все производственные функции.
Процесс обеспечения включает маркетинг.
Процесс обслуживания включает транспорт, энергетику, контроль над этим и т. п.
Вспомогательный процесс предназначен для обеспечения производства необходимым: оснасткой, инструментами, оборудованием.
Параметром этих процессов является время - т. е. необходимо решать все вопросы в кратчайшие сроки.
Инновация - введение чего-л. нового в производственный процесс.
Инновационный менеджмент - искусство введения новой идеи в процесс производства. Важнейшим элементом инновационного менеджмента является четкая организация цикла СОНТ (создание и освоение новой техники).
1. Финансирование.
2. Описание идеи - know-how.
3. Проведение конкретной НИР (научно - исследовательской работы) и выражение изобретения или идеи в определенной натуральной форме.
4. Реализация идеи в виде макета и функциональных отдельных узлов. Создание действующего макета.
5. Опытно - конструкторская работа.
6. Опытное производство (изготовление продукции, выпуск всего комплекта документации, проект условий).
7. Освоение промышленного производства.
8. Промышленное стабильное производство с решением задач качества, количества сроков поставки и т. п.
9. Реализация продукции.
10. Гарантийные обязательства относительно продукции.
Жизненный цикл изделия - промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства. Требуется своевременно обновлять продукцию, начинать новый процесс.
Государственная экономика является жестко централизованной. Причина децентрализации - отделение предприятия от государства.
Задача приватизации - отделить предприятие от государства. Существует косвенное государственное регулирование через систему налогов и законодательных актов; отныне для государства неважно, что будет делать предприятие, где брать комплектующие, кому продавать продукцию - это проблема менеджера, руководителя.
При переходе от государственной экономики к государственному регулированию поменялся всего один принцип.
Рыночная экономика стоит на трех “китах”:
1). Рынок капитала
· рынок основных средств (входят отечеств. предприятия и зарубежные фирмы);
рынок технологии (know - how; разрабатывающие их предприятия);
· рынок недвижимости (с рядом ограничений);
финансовый рынок (рынок ценных бумаг, банковские и финансовые структуры).
2). Рынок товаров.
3). Рынок труда (обеспечивающий рынок. Учебные заведения - школы, университеты, институты).
Нововведение - процесс введения определенного новшества в какой - либо объект. Существуют всякие нововведения: продукты, технологии, управленческие методы.
Объект нововведения отличается не только направленностью, но и сложностью, уроками создания и освоения, степенью готовности к их восприятию. Любой объект нововведения отличается от предыдущего уровнем новизны.
Инновация (первоначально) - внедрение в другую культуру. Это слово впервые появилось у культурологов в XIX веке. В XX веке этот термин был перенесен в экономику (Шумпстер). Шумпстер развил понятие о цикличности деловой активности. Кондратьев ввел первоначальное понятие цикличности экономики.
Каким бы прибыльным не было предприятие, обязательно будет период спада. Менеджер может этого в какой - то степени избежать. Цикличность предполагает поведение менеджера. Он может сгладить спады, но не избежать их. Цикличность есть функция с тенденцией роста. Шумпстер развил это с точки зрения инновационного менеджмента.
Инновационному менеджменту необходимо учитывать циклический процесс. Нужно так организовывать процесс производства, чтобы дисбаланс снизился.
Процесс создания и введения новшества - инновационный процесс. Инновационный процесс состоит из ряда фаз, которые основываются на жизненном цикле продукта.
ПП - подготовка производства
Этот процесс является развивающимся процессом. Производить - организовывать процесс. Инновационный процесс происходит в соответствии с циклом СОНТ (см. Лекцию 1).
В научной разработке технологических или управленческих новаций инновационный процесс включает в себя пока зарождение процесса, освоение, распространение.
Всякое новшество требует инвестиций. В мировой практике устанавливается 3 основания для систематизации.
1). По типу новшества.
2). По механизму осуществления.
3). По особенности инновационного процесса.
1). - материально - технические новшества (техника, технология, материалы).
- социально - экономические новшества (организационно - правовые формы предприятий, формы организации труда, социально - управленческие новации, правовые новации и т. д.).
2). - единичные новации (только на фирме)
- диффузные (распространимые, тиражируемые) новшества.
- завершенные новации.
- незавершенные новации.
3). - внутриорганизационный характер
- межорганизационный характер (несколько институтов разрабатывают, а потом объединяют - консорциум).
По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:
· радикальные (базовые). Это принципиальные нововведения. Они приводят к формированию нового рынка и новых потребителей.
· комбинаторные - из уже известных конструктивных элементов.