Основоположники теории реинжиниринга М. Хаммер и ДЖ. Чампи определяют реинжиниринг бизнес процессов (BPR), как фундаментальное переосмысления и радикальное проектирование деловых процессов для достижения резких скачкообразных улучшений в решающих, современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы. Это определение содержит четыре ключевых слова.
Первое из них фундаментальное. При реинжиниринге организаторы производства должны задать себе основные вопросы, касающиеся работы компаний: Почему мы делаем то, что мы делаем? И почему мы делаем это так, а не иначе? Такие вопросы заставляют задуматься над негласными правилами и предложениями, определяющими управление бизнесом. Подобные правила часто оказываются устаревшими, ошибочными или просто неподходящими для конкретной ситуации, тем не менее, они изначально заложены в большинстве процессов. Поэтому BPR начинается с отбрасывания всех предложений и всех данностей.
Второе ключевое слово в определении – радикальное. Радикальное перепланирование означает проникновение в корень вещей – не поверхностные изменения, а отбрасывания старого и изобретение абсолютно новых путей выполнения работ. ВРR – это почти тоже, что изобретение бизнеса заново, а не просто улучшение, усовершенствование, модификация бизнеса.
Третье ключевое слово – резкий. При ВРR не просто вносятся незначительные изменения, а резко (в разы и порядки) увеличивается показатели.
Четвертое ключевое слово – процессы. Это наиболее важное в определении слово одновременно является наиболее затруднительным для понимания, так как большинство людей ориентированны не на процессы, а на задачи, рабочие места, персонал. Под бизнес процессом понимается совокупность действий, получающая на входе данных различных типов и продуцирующая результат, имеющий ценность для потребителя. Например, процесс выполнения заказа на входе получает заказ и выдает в качестве результата заказанные товары, т.е. доставка заказанных товаров потребителю и есть та ценность, которую создает процесс. Находясь под влиянием идей Адама Смита о разбивки работы на простейшие задачи и поручений каждой из них низко квалифицированному специалисту, современные компании сосредотачиваются на отдельных задачах, составляющих это процесс - оформление заказа, получение товаров на складе и т.п., и имеют тенденцию терять из виду главную цель – доставку товаров в руки заказчика. Отдельные составляющие данного процесса, безусловно, важны, но для заказчика ни одна из них не будет иметь значение, если весь процесс в целом не работает, т.е. не производить доставки товаров.
В наше время потребитель имеет существенно большой выбор не только товаров и услуг, но и технологий. В результате производитель вынужден непрерывно приспосабливаться как к новым технологиям, так и к постоянно меняющимся запросам своих клиентов: Изменение бизнес–процессов превращается в практику повседневной жизни компаний, а инерционность пирамидальной структуры становиться тормозом на пути к их выживанию.
Решение проблемы - в смене основных принципов организации компаний и в переходе к ориентации не на функции, а на процессы. Из всех концепций менеджмента, основных на процессах, ВРR считается наиболее эффективной, революционностью которой, по мнению М. Хаммера, обусловлена современным состояние информационных технологий.
Все предприятия, занимающиеся производством и реализацией товаров или услуг, можно рассматривать как производственные системы. Такие системы потребляют ресурсы, преобразуют их и в результате получают продукт - товары или услуги. Эта производственная цепочка представляет собой набор процессов, в их рамках осуществляются определенные действия, которые приводят к достижению результата и, таким образом, целей организации. Цель компании (целевая корпоративная установка) в этом случае определяет содержание и форму производственного процесса.
Любые изменения условий ведения бизнеса - появление нового направления деятельности, расширение продуктовой линейки, изменения в схеме поставок, установка оборудования с другой технологией - все это требует немедленной трансформации затронутых бизнес-процессов. Существующая модель корректируется, изменения доводятся до исполнителей, и они начинают выполнять функции в соответствии с новыми условиями. Постоянная адаптация бизнес-процессов к изменяющимся условиям - эффективный механизм управления бизнесом.
Модель процесса (имеющегося или проектируемого), благодаря наглядности описания, дает возможность эффективного анализа того, насколько оптимально он ведет к поставленной цели. В качестве анализируемых факторов могут выступать логистика процесса, его продолжительность и стоимость (в том числе распределение их по этапам), и другие, от которых может зависеть эффективность выполнения. Данные анализа позволяют изменять процесс, постоянно повышая его качество.
Постоянно осуществляя мониторинг и проводя анализ бизнес-процессов, предприятие находит резервы повышения эффективности своей деятельности путем оптимизации бизнес-процессов. Могут быть выявлены и устранены следующие факторы: дублирование функций, "узкие" места, чрезмерная стоимость каких-либо операций, низкое качество выполнения операций, наличие излишних операций, несогласованность действий участников и т.п. Оптимизация может быть двух типов - постоянное совершенствование процессов (эволюционный путь) и периодическое радикальное изменение (революционный путь). Первый способ используется в рамках текущей деятельности, когда предприятию не нужны резкие изменения. Второй путь используется, когда необходимы преобразования в связи с существенно изменившимся порядком деятельности, например, проведением комплексной автоматизации. В таких случаях ставится задача как бы "начать все с нуля". Такой подход позволяет избежать применения к старым процессам новых технологий. Техника революционной оптимизации бизнес-процессов называется реинжинирингом, мы говорили об этом в предыдущей статье.
Методы решения | Характеристика метода | Алгоритм решения | Применение |
Привлечение внешнего инвестора или партнера |
Передача управления новому менеджеру |
исследования нового менеджера: - предназначение предприятия - кого обслуживает предприятие - какие потребности удовлетворяет - цели и задачи предприятия - показатели эффективности, производительности и качества |
Такая система используется в коммерческой, посреднической, предпринимательской, производственной видах деятельности. |
Потребность в качестве и услугах |
Потребитель разборчив, требует качественных товаров и услуг |
- применение международных стандартов ИСО 9000 -пост-продажные услуги(гарантийное и пост-гарантийное обслуживание) |
Такая система используется в коммерческой, предпринимательской, производственной видах деятельности |
Приоритет информации |
Ценность информации. Определение эффективности реакции предприятия при изменениях условий на рынке |
- получение информации - обработка информации - распределение информации |
Такая система используется в коммерческой, посреднической, предпринимательской, производственной, финансовой и административных видах деятельности |
Приоритет персонала |
Организация и управление персоналом |
- проведение обучающих тренингов, семинаров - внедрение стандартов обслуживания - введение должностных инструкций - проведение сертификации |
Такая система используется в коммерческой, посреднической, предпринимательской, производственной, финансовой и административной видах деятельности |