Из таблицы видно, что за три года работы увеличился объем производства, уровень дебиторской и кредиторской задолженности; увеличилась среднемесячная заработная плата; увеличилась себестоимость продукции.
В соответствии с нормативными требованиями вода, подаваемая потребителям, делится на хозпитьевую, производственную, техническую и речную. [10, с.5]
Технологический процесс оказания услуг водоснабжения и водоотведения ЗАО «Челныводоканал» состоит из трех основных этапов:
-забор воды на водозаборных сооружениях «Белоус» (ВЗС);
-подготовка воды на станции очистки воды (СОВ);
-очистка сточных вод на районных очистных сооружениях (РОС).
По состоянию на 1 января 2005 года численность работающих на заводе составила 965 человек. В том числе: промышленно-производственвого персонала – 846 человека. Из них: рабочих - 800 человека, административно-управленческого персонала - 46 человек. Все цеха и службы укомплектованы кадрами согласно штатного расписания на 2004 год.
В 2005 году принято на работу 105 человек, выбыло - 126 человека, в том числе по собственному желанию - 109 человек. Текучесть кадров составляет - 47,6 %. Основные причины текучести - не удовлетворяет заработная плата, условия труда тяжелые. В 2005 году 41 человек совершили прогулы, число случаев прогула 48, совершено прогулов 101 человек \ дней. Ко всем нарушителям трудовой дисциплины применены меры общественного и административного воздействия, наложены дисциплинарные взыскания. Административные отпуска по желанию работников без сохранения зарплаты составили - 1430 чел.\ дней, по причине болезни -2121 чел.\ дня. [8, c.3]
На предприятии разработана и внедрена в действие "Комплексная система управления персоналом" (КСУП).
Для регулирования социально-трудовых отношений в Обществе заключен Коллективный договор между Работодателем в лице Генерального директора ЗАО "Челныводоканал" и Работником ЗАО "Челныводоканал", интересы которых представляет профсоюзный комитет. В Коллективном договоре наиболее полно отражена система мотивации и стимулирования труда, которая постоянно совершенствуется.
Для объективной оценки индивидуального вклада каждого рабочего в общие результаты работы звена, бригады (подразделения) и повышения личной заинтересованности в достижении более высокой производительности труда, улучшении качества продукции(работ, услуг), освоении новой техники, технологии, снижении материальных затрат на основе установления непосредственной зависимости размера оплаты от конечных результатов работы введены в действия Положения о премировании за выполнение нормированного задания с учетом КЭТ (коэффициент эффективности труда).
Наряду с премированием за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности (текущее премирование) устанавливаются специальные системы премирования, которые являются дополнительными и стимулируют создание и внедрение новых видов техники, рациональное и экономное использование материальных ресурсов, выполнение других важных для Общества производственных показателей.
Также на предприятии организовано проведение соревнования бригад ремонтного персонала, конкурсы профессионального мастерства, в общеобразовательных учреждениях города проводятся уроки воды. Создан совет молодежи и совет мастеров Общества для аккумулирования и проработки новых технологий, методов мотивации и стимулирования персонала, а также для координации работы с линейным персоналом подразделений (мастеров), внедрения передового опыта работы, повышения активности и творческой инициативы линейного персонала (мастеров) ЗАО "Челныводоканал", мобилизации их на решение производственных задач.
Социальная политика организации направлена на стабилизацию трудового коллектива и заботу о каждом работнике. Успешно действуют программы "Забота", "Жильё", "Здоровье", "Материнство", программа адресной социальной поддержки. Согласно социальному заказу выделяются субсидии и беспроцентные ссуды на приобретение жилья, работники и их дети отдыхают в санаториях и загородных лагерях, обеспечиваются вахтовые перевозки на работу и с работы, предоставляется широкий спектр медицинских услуг. Работники общества обеспечены спецодеждой, средствами индивидуальной защиты. Развивается культурно-массовая и спортивная работа. [7, с.3]
Абонентский отдел является структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по экономике и финансам.
Свою работу абонентский отдел осуществляет по линейной структуре. Во главе отдела находится руководитель, в данном отделе это Начальник абонентского отдела, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками (зам. начальника отдела, инспекторы), сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. Назначается и освобождается от занимаемой должности генеральным директором по представлению заместителя генерального директора - директора по экономике.
Преимущества линейной структуры управления:
– единство и четкость распорядительства;
– согласованность действий исполнителей;
– четкая система взаимных связей между начальником и экономистом;
– быстрота реакции в ответ на прямые указания;
– получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
– личная ответственность Начальника абонентского отдела за конечные результаты деятельности своего отдела.
Недостатки линейной структуры заключаются в следующем:
– высокие требования к Начальнику абонентского отдела, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт во всех функциях управления и сферах деятельности, осуществляемых подчиненными, что ограничивает возможности Начальника по эффективному управлению;
– перегрузка менеджеров высшего уровня, огромное количество информации, поток бумаг, множественность контактов с подчиненными и вышестоящими;
– тенденция к волоките при решении вопросов, касающихся нескольких подразделений. [1, c.345]
Работа в абонентском отделе требует обширные знания в области анализа деятельности предприятия, стратегии и перспективы развития предприятия, перспективы развития отрасли, специализации и особенности структуры предприятия, технологии производства, трудового законодательства, порядка подготовки и заключения договоров на поставку продукции, порядка претензионной работы, различной формы отчетности и правила внутреннего распорядка. Отделом используется следующая нормативная база: Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, методические материалы по организации сбыта продукции предприятия, цены на продукцию выпускаемую предприятием.