Понять человека можно только учитывая его уникальные субъективные переживания, мысли, чувства, цели и намерения, т.е. феномены субъективного, внутреннего мира.
2. Люди обладают естественной, т.е. присущей им от природы тенденцией к развитию своих способностей, обретению большей независимости и социальной ответственности, способности к сознательной регуляции своего поведения.
Данный тезис опирается на идеи гуманистической философии, которую развивал Руссо, Дидро, Вольтер.
Для объяснения поведения человека Роджерс не привлекает разнообразные виды потребностей (как Маслоу). Он считает, что человеку присуща одна универсальная потребность –
тенденция развивать свои способности, повышать свою компетентность, развивать и совершенствовать личностные качества.
Совокупность этих тенденций Роджерс объединил в ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ/развитие.
Маслоу выделил 2 группы потребностей:
1) Дефицитарные (обеспечивают возможность существования человека как биологического и социального существа. Иначе человек умирает).
2) И Бытийные (экзистенциальные)
Тенденция актуализации – один центральный источник энергии, активности развития человека.
Она проявляется в спонтанном росте и развитии организма, в устремленности человека к цели и проявляется в таких видах его активности как игра, познавательная и исследовательская деятельность, творчество, предпринимательство (инновационное).
Тенденция актуализации нацелена не на снижение активности, не на поиск комфорта и покоя, а на повышение активности.
Процесс роста, развития, улучшения.
Влечение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданием, но побудительный мотив настолько силен, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи.
3. Организмический – оценочный процесс – это поиск и позитивная оценка переживаний, способствующих развитию личности. И избегание, негативная оценка переживаний, противодействующих и препятствующих актуализации.
На начальных этапах развития личности поведение человека определяется исключительными организмическими оценочными процессами (явлениями)
Т.е. организм, сама природа, подсказывает человеку, что нужно для развития.
Ребенок стремиться к игре, познанию, общению, в процессе которых он развивает природные и социальные способности.
4. Однако со временем все большую роль в регуляции поведения начинают играть мнения и оценки, исходящие от окружающих людей.
Универсальной потребностью человека как социального существа является потребность в позитивном внимании (любви, заботе, одобрении, уважении).
Однако это позитивное внимание со стороны родителей, сверстников часто обусловливается определенными нормами, требованиями, ожиданиями, т.е. окружающие люди создают некие условия ценности личности.
Условие ценности по отношению к ребенку может причинять ущерб его становлению и развитию как самоактуализирующейся личности, т.к. ребенок стремится соответствовать стандартам качества.
Человек начинает оценивать себя как личность с точки зрения ценностей тех мыслей и чувств, которые получают поддержку, а не на основе собственного организмического опыта, т.е. представление человека о себе и отношение человека к себе формируется на основе внешних оценок, несоответствие этим внешним оценкам и ожиданиям является источником внутренних конфликтов, депрессий, заниженной самооценки.
А чрезмерное стремление соответствовать внешним нормам и ожиданиям в ущерб природным способностям и склонностям приводит к апатии, пассивности, лени.
А снижение активности – это прямой путь к деградации личности, ибо природные способности требуют для своего развития активности. Они не сохраняются на постоянном уровне, а либо развиваются, либо угасают.
Безусловное позитивное внимание – вот единственный способ не вмешиваться в тенденцию самоактуализации ребенка и любого обучаемого. Ребенка следует любить и уважать, но не следует поощрять плохое поведение.
Психология исполнительной деятельности и психологические типы исполнителей
В любой организации любой человек включен в отношения руководство-исполнение, поэтому независимо от вида профессиональной деятельности, каждый работник выступает также в роли исполнителя или руководителя.
Исполнительская деятельность – это деятельность по выполнению задач, поставленных руководителем.
Социально-психологические характеристики исполнительской деятельности:
1. Направленность исполнения – сосредоточенность деятельности исполнителя на тех задачах, которые ставятся перед ним руководителем.
2. Мотивирование – оценка и переживание значимости выполняемых управленческих решений, заинтересованность в их выполнении.
3. Самостоятельность исполнения – способность без помощи руководителя и других работников, т.е. самостоятельно решать поставленные задачи.
4. Организованность – планомерная последовательность, дисциплинированность.
5. Ответственность – степень переживания субъектом своих обязанностей, необходимости выполнять поставленные задания.
6. Компетентность – подготовленность исполнителя к реализации профессиональных функций, наличие необходимых знаний, умений, навыков.
7. Креативность – способность к творчеству, к созданию нового.
В зависимости от сочетания разной степени выраженности данных характеристик исследователями выделены и описаны 7 социально-психологических типов исполнителей, учет особенностей которых позволяет повысить эффективность руководства.
Типы исполнителей
1. Творческий тип исполнителя.
К нему относятся исполнители, для которых творчество, создание нового, является характерным. Работник здесь является творческим потенциалом организации, но их часто не раскрывают, не находят подхода.
Сложны психологически: автономны, конфликтны, слабоуправляемы. Здесь требуется особое искусство управления и общения с ними. Они склонны к позитивной оценки со стороны руководителя, их работа должна быть поощряема, замечены все их профессиональные качества.
2. Сверхнормативное исполнение.
Этот тип характеризуется превышением нормы деятельности по качествами или по времени, при этом не обязательно с проявлением творческих способностей.
Они делятся на 3 группы в зависимости от особенностей мотивации их активности.
1) Экономически мотивированные – наиболее удобный объект управленческого воздействия, наиболее легко управлять.
2) Отличники – их мотивация связана с социальной потребностью выделиться, утвердиться, проявить себя лучше других, стремление быть первым.
3) Группа самореализующихся работников – они делают лучше и больше других по внутренним мотивам (нормальные качества, привлекательность работы)
Методы их активации: для отличников – поощрение, для самореализующихся – не мешать.
3. Нормативное исполнение – очень надежные, организованные, компетентные, но не творческие.
Метод воздействия – четкое создание норм, правил, формулировка задач.
4. Пассивно следующий указаниям руководителя тип исполнителя.