I 1. Профессиональная компетентность, включающая в себя знания, умения, навыки (специальные); административно-правовая, экономическая компетентность, социально-психологическая компетентность, т.е. знания в сфере психологии.
II 2. Педагогические способности – способности влиять на других людей с целью направленного изменения свойств и состояний этих людей.
III блок качеств – 3. Организационные способности (ведущий блок) т.е. способен к согласованию и координации совместной деятельности людей, способность ставить задачи, стимулировать, контролировать совместную деятельность исполнителя и добиваться решений поставленных задач.
5. Коммуникативные способности (к деловому общению) и
4. нравственно-этические качества (способность человека соблюдать нормы деловой этики).
В зависимости от доминирования выраженности у конкретного руководителя одного из 3-х ведущих компонентов выделяют типы руководителей:
1. Руководитель-специалист
Доминирование профессиональной компетенции перед организационными, психологическими и педагогическими способностями.
- не любит работать с людьми
- дифференцирует специальные профессиональные и организаторские вопросы
- основной его вклад в совместную деятельность коллектива – решение профессиональных вопросов.
- имеет большой индивидуальный вклад, личные достижения, но как организатор и наставник более низкий вклад.
2. Руководитель-организатор
- доминирование организационных особенностей при относительно слабых педагогических способностях и профессиональной компетенции.
- типичный менеджер; коллективная работа, привлекает к работе специалистов, в том числе превышающих его по компетентности.
- профессионально организует совместную деятельность группы, добивается высоких групповых результатов.
3. Руководитель-наставник.
- доминирование педагогических способностей.
- интерес и потребность к работе с людьми, особенно молодыми работниками, к передаче знаний; гордиться успехами учеников.
Чаще встречаются промежуточные типы.
Наиболее распространен специалист-организатор.
4. Специалист-организатор (в промышленности)
5. Специалист-наставник (в армии)
6. Организатор-наставник
7. Гармонический тип руководителя
Все качества выражены наиболее гармонично, сбалансировано.
Л.и. Уманский
Исследовал организаторские способности в 70-80-е.
В ходе исследования орг. способностей были выделены 3 группы качеств, отличающие эффективных руководителей.
1. Организаторское чутье (орг. проницательность) – умение разбираться в людях; проявляется в:
- Психологической избирательности (т.е. наблюдательность, чувствительность к психологическим характерам людей, способность учитывать их в профессиональной деятельности).
- Эмпатия (способность к сопереживанию, пониманию эмоционального состояния человека).
- Рефлексия (отражение; умение поставить себя на место другого человека, понять ход его мыслей и мотивы поступков).
- Практический психологический склад ума (интерес к психологическим качествам других людей и готовность использовать психологические знания на практике).
- Психологический такт (чувство меры, границ поведения во взаимодействии с другими).
2. Эмоционально-волевая воздейственность.
(способность влиять на других людей через эмоционально-чувствительную сферу)
- социальная энергичность – способность заряжать своей энергией окружающих людей.
- Высокая требовательность – способность предъявлять окружающим высокие требования для достижения определенных результатов.
- Критичность – способность фиксировать отклонения от нормы и высказывать мнения об отклонениях.
3. Склонность к организаторской деятельности
- потребность человека в осуществлении организаторской деятельности, спонтанное проявление организаторской активности, речевая активность, высокая степень участия в деятельности, принятие ответственности за результаты.
Взаимодействие индивида и малой группы.
Совместная деятельность людей, включенных в малые группы, сопровождается рядом социально-психологических явлений, учет которых чрезвычайно важен для практики управления организацией.
1. Феномен социальной фасилитации (лат. облегчение).
- изучение индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей. Выявил Нильс Триплетт.
2. Феномен социальной ингибиции (лат. сдерживать, останавливать).
- ухудшение результатов деятельности в присутствии других людей.
Присутствие группы усиливает доминирующую, т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию.
В экспериментах американских социальных психологов (в частности Хакинса) получены данные феномена «социальной лености», т.е. тенденции прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствие контроля за индивидуальным вкладом каждого участника (феномен дорожного зайца).
По мнению исследователей проявление феномена социальной лености и степень его выраженности существенно зависит от факторов ситуации и культуры.
Обобщение результатов исследований позволило Н.Н. Обозову (1979, С-Пб) сделать выводы: в присутствии других лиц у индивидов снижается чувствительность, объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, способность генерировать оригинальные идеи, т.е. снижаются характеристики точности или качества психической деятельности.
Вместе с этим повышается сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти – улучшаются скоростные и силовые показатели деятельности.
3. В условиях группового взаимодействия у индивидов повышается способность к выявлению сходных элементов в предъявляемых объектах, повышается число ассоциаций по сходству, т.е. происходит «конвергенция» (или схождение) результатов восприятия, индивидуальных мнений и оценок (особенно в условиях неопределенности)
В классических экспериментах М. Шерифа исследовался процесс формирования групповых норм. Шериф обнаружил тенденцию к усреднению, согласованности индивидуальных оценок в группе и их последующее закрепление и воспроизведение в индивидуальных оценках испытуемого.
Эти эксперименты положили начало серии лабораторных экспериментов группового давления и конформизма (conformis – подобный).
Явление конформизма было открыто американским психологом в 1951г.
В его знаменитых экспериментах с подставной группой все участники, кроме одного «наивного субъекта» заведомо давали неправильный ответ на поставленные вопросы. Около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные ответы, т.е. демонстрировали конформное поведение. При этом большинство опрошенных отмечали значительное психологическое давление, которое оказывает мнение большинства группы.
В настоящее время выделяют 2 разных вида конформного поведения:
Внешний конформизм, когда индивид не согласен с группой, но не высказывает свое мнение открыто, чтобы не вступать в конфликт.