Выполняет задачи, но не проявляет самостоятельности.
Обращается к руководителю за помощью, уточнению задания, за промежуточным контролем и подтверждением их правильности.
Причины поведения – боязнь неудач либо невысокая профессиональная компетентность, боязнь негативной оценки со стороны руководителя, низкая самостоятельность как психологическая особенность.
С другой стороны это может быть способом манипуляции, когда исполнитель демонстрирует готовность следования за руководителем, и многие руководители становятся объектом такой манипуляции, т.к. так проявляется самоутверждение руководителя.
Но «-» - руководитель так поощряет несамостоятельность подчиненных.
5. Преобразующий тип исполнителя (слабоуправляемый)
Преобразует, трансформирует содержание указаний руководителя, делает по-своему, не то и не так, как от него ожидает руководитель и, как следствие, возникает конфликт и возмущение по поводу выполненной работы.
3 варианта проявления
1) Руководитель очень ограничивает инициативу исполнителя, дает жесткие указания,
- ограничение возможности работника
- протест, желание сделать по-своему.
Рекомендация: коррекция отношений с подчиненным (просьба)
2) Исполнители позволяют себе делать так, как считают нужным (при слабом руководителе)
Рекомендации: менять руководителя.
3) Исполнитель с высоким уровнем притязаний, низко оценивает руководителя, намеревается занять его место, демонстративно решает задачи по-своему.
6. Низкомотивированный исполнитель
Низкая активность, неудовлетворение работой, нежелание нормативно работать.
Необходимо заинтересовать, замотивировать исполнителя.
Не следует поощрять формальное присутствие данного работника, нельзя выполнять за него какую-либо работу.
7. Уклоняющийся исполнитель.
Вся энергия работника направлена на уклонение от работы, но при этом как бы быть занятым.
Приемы уклонения от работы
1) Демагогические
- добиваться отсрочки выполнения задания
- во время выполнения напроситься в командировку, добиться отпуска
- доказать, что это не входит в служебные обязанности.
2) Психологические приемы
- стараться всегда выглядеть недовольным, обиженным.
- представить задачу, как дело мало изученное, непонятное.
- представить себя неспособным к выполнению задания.
- обвинить начальника в предвзятом отношении.
- непонятно объясненная задача.
3) Патологические приемы
- напроситься на грубость со стороны начальника, а потом обвинить.
- «пустить слезу», каяться.
- прослыть дураком, неспособным к выполнению
- не попадаться начальнику на глаза.
Психологический анализ деятельности руководителя показывает, что характерной её особенностью является
I Многообразие разнородных видов деятельности, функций и задач, которыми руководителю регулярно приходится заниматься.
В содержательном плане это такие разнороднее задачи как производственно-технические, экономические, финансовые и кадровые, социально-психологические.
В процессуальном плане это такие разнородные виды деятельности как работа с информацией, документами, взаимодействие с исполнителями, проведение встреч и переговоров, организация совещаний.
Это многообразие вступает в противоречие с ограниченными психологическими возможностями руководителя как человека.
Это противоречие разрешается через использование правила построения приоритетов, т.е. через преимущественное внимание конкретного руководителя к тем или иным конкретным видам деятельности и задач.
Так существуют руководители, ориентированные исключительно на производственно-технические задачи – технократы, на финансово-экономические задачи – экономократы и на работу с людьми – т.е. практические психологи.
Ориентация на преимущественную работу с людьми или информацией во многом определяется индивидуальными психологическими особенностями.
II Второй психологически значимый признак руководителя –
Высокая ответственность руководителя за выполнение своей деятельности и за других людей, за группу в целом.
Психологически значима способность человека принимать на себя ответственность не только за свою работу, но и за выполнение работы других людей, группы в целом.
Психологические исследования показывают, что это разные виды ответственности. Т.е. человек может быть ответственным исполнителем и не способным брать на себя тветственность за других.
Ответственность за других предполагает наличие организаторских способностей.
III 3-й признак – творческий характер деятельности руководителя.
Под творчеством понимается способность к созданию нового… (продукта, технологии, нового способа решения задачи)
Руководитель всегда работает в условиях дефицита – информации, знаний, финансов, техники, ресурсов, квалифицированных кадров.
Именно поэтому решение управленческих задач в условиях дефицита средств их решения объективно порождает потребность в творческих нестандартных решениях.
Высокие требования к творческим способностям руководителя объективно порождаются инновационным характером менеджмента.
IV Высокая роль коммуникативных функций в деятельности руководителя.
Руководитель – это человек, который решает поставленные задачи, добивается поставленных целей через взаимодействие с другими людьми.
Результаты психологических исследований показывают, что нет однозначной связи между степенью выраженности общительности (определяется по шкале экстра-интроверсии) и эффективностью деятельности руководителя.
Среди успешных руководителей сравнительно редко встречаются как очень низко общительные, так и сверх общительные.
У низко общительных – трудности в общении препятствуют успешному взаимодействию и деловому общению.
У сверх общительных – излишняя общительность мешает сосредоточению на главных задачах, отвлекает.
В ходе исследования – 2 группы высоко успешных руководителей:
с умеренной экстраверсией и
с умеренной интроверсией.
Представители этих групп придерживаются разных стратегий в менеджменте.
Руководители с умеренной экстраверсией добиваются высокой эффективности за счет совместной работы с другими людьми, гибкости взаимодействия, вовлечения большего числа людей в принятие решений.
Руководители с умеренной интраверсией придерживаются принципиально другой стратегии.
Прежде чем приступить к исполнению большая нагрузка падает на выработку и принятие решения, детальную разработку плана и программы действий самими руководителем.
V Высокая психическая напряженность деятельности руководителя и связанные с ней высокие требования к
- работоспособности
- силе нервной системы
В психологической структуре личности руководителя выделяют 3 основных блока профессионально важных качеств: