Внутренний конформизм – под влиянием высказываний и оценок большинства индивид сознательно высказывает свою позицию и соглашается с группой.
Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его поведения и мнения от группы, устойчивость к групповому воздействию.
Проявление негативизма по отношению к группе, т.е. выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление ей является не противоположностью конформизма, а частным проявлением зависимости от группы.
Влияние меньшинства
изучал французский психолог С. Московичи: обнаружил, что меньшинство способно оказывать влияние на мнение и поведение большинства. Причем влияние может не осознаваться представителями большинства, а проявлять себя позднее.
Факторами, повышающими эффект влияния меньшинства, являются:
- последовательность высказываний и поведения, демонстрируемых большинством.
- уверенность в своей правоте и аргументированность высказываний.
- появление среди большинства лиц, принимающих позицию меньшинства.
Влияние меньшинства
В исследованиях группового давления и конформизма проблема взаимодействия индивидов и малой группы предстает как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов или меньшинства.
Основным механизмом этого влияния является нормативное давление группы и приспособление индивида к групповым нормам.
28.11.02
Однако в практике менеджмента часто возникают ситуации, связанные с влиянием меньшинства и даже отдельных индивидов на изменение группового мнения, групповых норм и группового поведения.
В исследованиях С. Московичи испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух определить цвет и интенсивность окраски, проецируемых на экран диапозитивов.
Двое членов группы – подставные лица – в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым.
Однако по результатом эксперимента было зафиксировано влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки остальных членов групп.
Около 10% неосведомленных испытуемых давали оценки, совпадающие с подставными.
Когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между синим и зеленым цветами в экспериментальной группе испытуемые, чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством.
При этом наиболее часто смещение оценок в пользу меньшинства проявлялось у тех испытуемых, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению большинства.
Т.е. это механизм социального влияния.
По мнению Московичи, меньшинство способно оказывать влияние на установки и поведение большинства. Влияние может не осознаваться представителями большинства, не проявляться в процессе группового взаимодействия, а проявить себя позднее.
Факторами, повышающими эффективность влияния меньшинства, являются:
1) Смотреть предыдущий лист.
Влияние большинства – нормативное, а меньшинства – информационное.
Нововведения О., как правило, инициируются меньшинством, поэтому психологическое обеспечение эффективных изменений О. должно учитывать закономерности влияния меньшинства и опираться на них, т.е. аргументированность, уверенность в правоте, наличие отступников.
ЛИДЕРСТВО
- крайний случай влияния меньшинства.
- это явление воздействия или влияния индивида на мнения, оценки и поведение группы в целом или отдельных ее членов.
Лидерство как социально-психологическое явление основанное на личных качествах лидера и отношениях, складывающихся в группе, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных, административных методов воздействия.
Основные признаки лидера.
1) Организация совместной жизнедеятельности (деловой, эмоциональной)
2) Выработка и поддержание групповых норм
3) Внешнее прдест-во группы во взаимоотношениях с другими группами.
4) Принятии ответственности за результаты групповой деятельности.
Более дифференцированный анализ позволяет выделить:
лидер-специалист
лидер-организатор
лидер-мотиватор
лидер-генератор эмоционального настроя группы.
Таким образом проявление лидерства проявляется взаимодействием личных качеств самого лидера, особенностях малой группы, ситуации, в которой находится группа, характер решаемых задач.
Ам. психолог Р. Стогдилл («Энциклопедия лидерства») на основании обзора исследований разных авторов:→ изучение качеств лидера дает противоречивые результаты.
Качества эффективных лидеров:
- интеллект
- стремление к знаниям
- доминант-ть
- уверенность в себе
- эмоциональная уравновешенность
- креативность
- стремление к достижению
- ответственность
- независимость
- общительность
В теории и практике менеджмента наибольшую известность получили классификации К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства.
И Д. Лайкерт выделял стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль, ориентированный на человека.
Ф. Фидлер обнаружил закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях.
А стиль, ориентированный на человека, более эффективен в умеренно благоприятных условиях.
1. Понятие о стиле руководства.
2. Индивидуальный стиль как сочетание директивности, коллегиальности и либеральности.
3. Индивидуальный стиль и эффективность руководства.
В мировой науке разработан ряд классификаций и типологий руководства.
Наиболее известная типология Курта Левина.
и Р. Лайкерта, выделявшего стиль, ориентированный на задачу, и стиль, ориентированный на отношения.
Однако с психологической точки зрения эти классификации являются слишком упрощенными и примитивными и неприемлемыми для характеристики стиля конкретного руководителя.
Поэтому чрезвычайно актуальной является задача более дробной и детальной классификации стилей руководства.
По Журавлеву,
Индивидуальный стиль руководства определяется как сочетание в разной степени выраженности 3-х базовых компонентов:
- директивности
- коллегиальности
- невмешательства (либеральности)
Эти базовые компоненты проявляются в самых разных сторонах деятельности руководителя, а именно:
- в особенностях принятия решения
- в преобладающих методах руководства
- в стиле обращения и отношения к исполнителям
- внимании к производственным и социальным задачам
управления
- в уровне требовательности и особенности реализации функций контроля и оценки.
Директивный компонент стиля проявляется в ориентации руководителя на собственные мнения и оценки, стремление к концентрации власти, жесткой формальной дисциплине, значительной дистанции с подчиненными, единоличное принятие решения, жесткий контроль и критическая оценка результатов деятельности, игнорирование самостоятельности, инициативы и творческой активности.