на 1994-1995 гг., которая получила качественно новое развитие в аналогичной программе на 1996-1997 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. №1256.
Первый документ предусматривает широкий комплекс мероприятий, практическое осуществление которых призвано решить многие проблемы, сдерживающие развитие малых предприятий.
В частности, в программе предусмотрено дальнейшее формирование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства, создание целостной двусторонней (федерация — субъекты федерации) системы законодательного и нормативного обеспечения.
Намечено разработать нормативные документы, устраняющие административные, экономические и организационные препятствия развитию лизинговых оглашений, а также акты по усилению защиты прав наемных работников и т.д.
В программе на 1996-1997 гг. предусмотрены меры финансово-кредитной, имущественной, инвестиционной и информационной поддержки, развития инфраструктуры, кадрового и научного обеспечения, социальной защиты и безопасности. На эти цели в 1996 г. предполагалось ассигновать 883,4 млрд. руб., в том числе 707 млрд. руб. должны были поступить из доходов от приватизации федерального имущества.
Надо признать, что поддержка предпринимательства требует больших затрат, а возможности государственного бюджета весьма ограничены, поэтому большие надежды возлагаются на отечественных и иностранных инвесторов. Федеральная программа предусматривает привлечение российских и зарубежных банков, а также других кредитно-финансовых организаций к финансированию под гарантии Правительства РФ. Новый курс государственной поддержки малого предпринимательства в части повышения инвестиционной активности базируется на следующих принципах:
• привлечение частных, в том числе иностранных, кредитов под государственные гарантии, а также трансформация сбережений граждан в инвестиции при условии корректировки налогового законодательства (уменьшение ставки налога на доходы физических лиц на сумму средств, направляемых в инвестиции);
• отмена всех существующих налоговых льгот, которые потворствуют не целевому использованию средств и снижают ответственность за результаты хозяйственной деятельности, и увеличение за счет этого бюджетных фондов инвестиционной поддержки малых предприятий;
• переход к экономическим (коммерческим) механизмам распределения средств федерального бюджета путем создания гарантийных фондов кредитования и финансового лизинга.
В настоящее время в 76 регионах РФ проекты программ поддержки малого бизнеса находятся в разных стадиях проработки, а более чем в 40 регионах они утверждены и проводятся в жизнь. Анализ этих документов и в первую очередь федеральной программы позволяет вскрыть ряд существенных недостатков, таких как:
• несогласованность, «нестыковка» элементов программ, в частности аналитических разделов и блока практических мер;
• декларативность, расплывчатость поставленных задач;
• чрезмерная широта спектра планируемых мер, ведущая к распылению средств;
• не реалистичность, необоснованность ожидаемых конечных результатов (запланированные на 1996 г. увеличение в 1,5-2 раза числа малых предприятий и создание около 1 млн. новых рабочих мест на деле обернулись падением первого показателя на 50 тыс. и второго на 2,9 млн. чел. по сравнению с 1995 г.).
Правовая база регулирования и поддержки малого бизнеса не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами — были перечислены лишь основные. Особое место занимает в ней налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.
Несомненно, положительную роль в становлении законного бизнеса сыграло введение с 1 января 1997 г. нового Уголовного Кодекса РФ и реализация на практике статей о наказании за экономические преступления.
Большую роль в поддержке малого предпринимательства играет и законодательство субъектов РФ, а также формирование в стране органов, претворяющих в жизнь законы и постановления.
Органы государственной поддержки и регулирования малого бизнеса. До недавнего времени поддержка малого предпринимательства в России возлагалась на несколько министерств и ведомств: Минэкономики. Минфин, Миннауки, МВЭС, Минтруд, ГКАЛ, ФСЗ, Госкомпром РФ и др., многие из которых и сегодня остаются основными исполнителями федеральных программ, для чего в этих органах госуправления были созданы соответствующие подразделения (департаменты, отделы).
Система государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне формировалась в значительной мере стихийно. Зачастую задачи, поставленные перед ведомством, не отвечали его основным функциям, сфере деятельности и уровню ответственности и даже противоречили ведомственным интересам. Из-за плохой координации действий некоторые функции дублировались, а другие оставались бесхозными, а в итоге имело место распыление и без того скудных ресурсов. Оставляла желать лучшего достоверность циркулирующей в системе информации.
К примеру, сказать, Минэкономики РФ, благоволившее исключительно к промышленным гигантам, практически не учитывало интересов малого бизнеса при разработке и реализации федеральных программ. Минфин, последовательно проводя политику усиления налогового давления, не делал послаблений малым предприятиям, стремился лишить их льгот, не выделял предназначенных для поддержки малого бизнеса ассигнований.
О необходимости образования специального государственного органа, который занимался бы исключительно поддержкой и регулированием малого предпринимательства, заговорили уже в первые годы «перестройки», однако, несмотря на отдельные попытки, ничего путного из этого не получалось. Так, появившийся было Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства почил в бозе вскоре после распада СССР. Наследовавший ему Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур страдал организационной немочью, поскольку не был управленческой структурой, четко ориентированной на содействие развитию предпринимательства.
В марте 1992 г. при Госкомимущества РФ создается Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства, который, не успев даже толком приступить к работе, оказался упраздненным при очередной реорганизации федеральных органов власти.
Функции поддержки предпринимательства перешли к Госкомитету РФ по промышленной политике, созданному на базе ликвидированного Министерства промышленности РФ, в результате чего задача содействия малым предприятиям опять лишилась статуса общегосударственной и перешла в ранг второразрядных.
Между тем полку ведомств, отвечающих за тот или иной аспект развития и функционирования малого бизнеса, все прибывало. Помимо перечисленных выше в эту упряжку впряглись Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет РФ, МИД, Роскомторг, Роспатент, Мин сотрудничества, МЧС, Росстрахнадзор, Федеральная комиссия по ценным бумагам. Вскоре к ним присоединились федеральная и региональные торгово-промышленные палаты, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественные объединения предпринимателей и т.п.