• содействие проведению курса на формирование рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки малых инновационных фирм, поощрение конкуренции через привлечение финансовых ресурсов иих целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию и производству наукоемких продуктов;
• участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации федеральных, отраслевых, региональных программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию создания и освоения новых технологий, насыщение рынка произведенными на их основе конкурентоспособными товарами;
• привлечение на конкурсной основе субъектов малого предпринимательства, отечественных и зарубежных инвесторов к реализации государственных научно-технических программ и заказов;
• поддержка освоения и внедрения новых технологий и «ноу-хау» с использованием патентов и лицензий;
• финансирование федеральных, региональных и отраслевых программ и проектов по развитию малого инновационного предпринимательства;
• исполнение роли залогодателя и гаранта по обязательствам субъектов малого инновационного предпринимательства;
• контроль за расходованием выделенных средств;
• долевое участие в создании инновационных фирм, в том числе с иностранным капиталом;
• финансирование подготовки и повышения квалификации кадров для малых инновационных предприятий;
• проведение научно-практических конференций и др.
Наконец, не последнюю роль в поддержке малого бизнеса играет Ассоциация развития малого предпринимательства — общественное объединение, в котором состоят бизнесмены, государственные и общественные деятели, руководители союзов предпринимателей, фондов и других структур поддержки малых предприятий.
В состав ассоциации входят комитеты по законодательству и нормативной базе малого предпринимательства, по развитию инфраструктуры малого бизнеса, по координации деятельности объединений предпринимателей, по кредитно-финансовой и инвестиционной политике, по инновационной деятельности, по международным связям и агробизнесу.
Основными направлениями деятельности ассоциации являются защита прав предпринимателей в органах исполнительной и законодательной власти, оказание информационной, консультационной, методической и правовой помощи организациям поддержки малого бизнеса и пр.
В странах с переходной экономикой, где рыночные реформы находятся на разных ступенях воплощения, малое предпринимательство приобретает особые функции. В России, ряде государств СНГ и бывшего соцлагеря оно играет огромную роль при перестройке монополизированной экономики, разгосударствлении собственности, разукрупнении промышленных, транспортных, топливно-энергетических, снабженческо-сбытовых «колоссов», создании здоровой конкуренции, мобилизации природных ресурсов. Малым предприятиям отводится важное место в осуществлении такого жизненно важного дела, как прорыв на магистральных направлениях науки, внедрение технических и экономических новшеств.
После нескольких лет реформ в России малый бизнес становится самостоятельным сектором национального хозяйства. Число малых предприятий достигло 800 тыс. Однако, по некоторым оценкам, для нормального функционирования российской экономики необходимо 2,5-3,5 млн. мелких фирм. Только при достижении этой критической массы малый бизнес будет надежно и органично встроен в формирующийся рыночный механизм российской экономики.
Данные статистики за 1992-1996 гг. свидетельствуют (табл. 1.3), что в развитии малого российского бизнеса наметился переход от стартового этапа к этапу стабилизации. На смену стремительному подъему малого предпринимательства, который отмечался в 1992-1994 гг., когда число малых предприятий увеличилось с 266,7 тыс. до 865 тыс., пришло — уже к началу 1995 г. — снижение темпов вследствие финансовых потрясений, политической нестабильности, неразберихи в законотворчестве, а в 1996 г. наступил даже некоторый спад (на 3%).
Таблица 1.3
Динамика развития малых предприятий в России (число субъектов малого бизнеса, тыс. ед.)
Показатель |
1992г. |
1993г. |
1994г. |
1995г. |
1996г. |
Всего |
266,7 |
560,0 |
865,0 |
896,0 |
877,0 |
В том числе по отраслям: | |||||
• промышленность |
37,5 |
60,0 |
94,0 |
172,2 |
128,5 |
• сельское хозяйство |
2,2 |
6,9 |
10,9 |
9,5 |
9,8 |
•транспорт и связь |
7,1 |
14,1 |
19,3 |
17,6 |
20,5 |
•строительство |
52,1 |
72,9 |
92,2 |
123.5 |
145,5 |
•торговля, общественное питание |
125,2 |
275,5 |
397,5 |
419,4 |
374,6 |
• материально-техническое снабжение |
5,2 |
15,2 |
18,2 |
15,5 |
16,2 |
• информационно-вычислительное |
3,6 |
5,8 |
8,1 |
6,2 |
6,7 |
обслуживание | |||||
• операции с недвижимостью |
0,5 |
1,1 |
2,2 |
1,8 |
2,2 |
• общая коммерческая деятельность по |
7,1 |
20,6 |
63,9 |
51,9 |
42,4 |
обеспечению функционирования | |||||
рынка и прочие виды деятельности | |||||
сферы материального производства | |||||
• жилищно-коммунальное хозяйство, |
4,0 |
10,8 |
17,3 |
13,5 |
15,4 |
непроизводительные виды бытового | |||||
обслуживания | |||||
•здравоохранение, физкультура, спорт |
3,5 |
9,2 |
14,4 |
14,8 |
16,8 |
и соцобеспечение | |||||
•образование |
2,1 |
5,8 |
8,8 |
6,5 |
7,8 |
• культура и искусство |
2,3 |
5,1 |
7,5 |
6,7 |
8,2 |
• наука и научное обслуживание |
10,6 |
35,9 |
64,8 |
51,7 |
48,8 |
•финансы, кредит, страхование, |
2,2 |
4,3 |
14,5 |
10,2 |
11,6 |
пенсионное обеспечение |