Наряду с инновационными фирмами в сфере внедрения технических и технологических новинок действуют еще более перспективные и мобильные венчурные компании. Именно о них чаще всего пишут в газетах, именно в них стремятся вкладывать средства инвесторы. Фирмы такого рода зачастую создаются как инновационные, но отличаются от последних существенно более высокими темпами роста. За 5-10 лет после основания фирмы численность ее сотрудников может возрасти до 500 чел. Венчурные компании обычно быстро превращаются в акционерные или же вливаются в другие, более мощные фирмы.
,Зародившись в 1970-е гг., когда объективный ход научно-технического прогресса и структурные сдвиги в экономике потребовали не только сближения науки и производства, но и создания адекватного механизма кредитования и финансирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений и вообще любых нововведений, сопряженных с риском, но перспективных, венчурный бизнес вылился в несколько десятков организационных форм, специфика которых определяется, прежде всего, специализацией фирмы.
В США, например, действуют венчурные компании трех типов: корпоративные (дочерние компании крупных корпораций); независимые и частные инвестиционные компании малого бизнеса; действующие под эгидой Администрации по делам малого бизнеса. На первые два типа приходится около 600 компаний, на третий — около 500.
Венчурный бизнес можно охарактеризовать как аккумулирование финансовых средств из различных источников (70% совокупного рискового капитала США составляют средства корпораций, индивидуальных вкладчиков и пенсионных фондов) для завершения научно-технических проектов, сулящих высокие прибыли.
Рынок ссудных капиталов, т.е. банки и кредитные учреждения, обычно ориентированы на минимальный кредитный риск, что ограничивает возможности финансирования инновационных проектов. Доступ на рынок ценных бумаг для вновь созданных малых фирм перекрыт жесткими требованиями к срокам существования компании (3-5 лет), величине активов, размерам минимальной эмиссии. Эти и другие причины и привели к появлению нового вида финансовой деятельности — венчурного бизнеса.
Рисковые проекты реализуются усилиями трех сторон: разработчика нового товара или технологии, венчурной фирмы и инвесторов.
Как правило, венчурная фирма обращается к инвесторам на стадии появления опытного образца будущей серийной продукции, в основе которой лежат принципиально новые технические или технологические решения. После научной и коммерческой экспертизы инвестору предлагают рискнуть капиталом под гарантии венчурной фирмы в видах получения высоких барышей.
Под выделенные деньги разработчикам предлагается в кратчайшие сроки довести изделие до промышленного образца. Обычно при рисковом финансировании на это уходит не более 6-9 месяцев вместо обычных 18-24.
Но бывает и по-другому: на первом этапе инвестируется идея, на втором — организация производства, на третьем компания уже производит продукцию, но еще не приносит прибыли, а на четвертом, после продвижения новшества на рынок, или становится самостоятельной, или поглощается крупной фирмой. Весь процесс может занять от 5 до 10 лет.
Только в США ежегодно образуется примерно 50 тыс. рисковых фирм, половина которых в течение года готова представить потребителям новые товары и услуги.
Законодательная и нормативная база поддержки малого бизнеса. Основные положения государственной политики в отношении малого бизнеса были сформулированы в Постановлении Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Постановление предусматривало целый комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий:
• освобождение от налогообложения прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;
• установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый года работы с моментаих регистрации;
• возмещение налога на добавленную стоимость, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;
• освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц, от подоходного налога — физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и аналогичные государственные фонды, создаваемые органами власти и управления субъектов РФ и органами местного самоуправления;
• предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков. выделяющих кредиты малым предприятиям производственного профиля;
• распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;
• сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;
• уточнение порядка и срока взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость для малых предприятий.
Кроме того, в постановлении были названы приоритетные с точки зрения интересов государства виды деятельности:
• производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
• производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники:
• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
• строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
• инновационная деятельность.
Постановление, по-видимому, сыграло положительную роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный рост числа малых предприятий во всех отраслях.
Особое значение для развития малого российского бизнеса имели Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» и Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1994-1995 гг.». Два этих нормативных акта заложили базис планомерной и долгосрочной поддержки малого бизнеса.
Так, указом установлено, что в первые два года работы не платят налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидности, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый год работы, указанные предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет 90% общей суммы выручки от реализации продукции.