· Считается, что условия, порождающие коррупцию, существенно сужаются путем узаконивания системы передачи интересов бизнеса в представительные органы и правительственный аппарат.
· В числе средств борьбы с экономической коррупцией – более четкое определение прав бизнеса, а также гарантий его защиты.
· Важную роль играет национальное законодательство.
· Наряду с законодательной деятельностью ведется работа по линии добровольных ограничений со стороны самого бизнеса в виде кодексов фирм.
Опрос, проведенный в 1994 г., преследовал цель выявить реальное трудоустройство выпускников-маркетологов, занимаемые ими должности, перспективы роста, а также получить предложения о совершенствовании подготовки таких специалистов в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.
Из 90 выпускников 1994 г. опрошено 67 человек (74,5%), из них непосредственно по специальности работает 59%, по сопутствующим или близким к маркетингу специальностям - 34, не трудоустроились по различным причинам - 7%.
Выпускники занимают должности маркетинг-директоров предприятий, начальников отделов маркетинга, менеджеров по маркетингу, экономистов аналитических отделов, экспертов по обработке данных рыночных исследований, торговых уполномоченных фирм, специалистов по рекламе, специалистов инвестиционных отделов, экономистов коммерческих банков и др.
На предприятиях производственной сферы работает 40%, в торговых предприятиях - 38, финансовой сфере - 22%, при этом самостоятельно устроились на работу 41%, по рекомендации - 59%. На возможности дальнейшего продвижения по службе указало 84% опрошенных.
Анализ проведенных обследований позволяет сделать ряд важных выводов:
• под напором рынка значительная часть предприятий осознает необходимость маркетинговой деятельности, которая в большинстве случаев осуществляется стихийно, на ощупь, без должного профессионального подхода;
• подготовка специалистов в области маркетинга, владеющих современными приемами, процедурами, технологиями маркетинговой деятельности на уровне предприятий, становится одной из важнейших и перспективных задач;
• в силу острейшей нехватки специалистов для предприятий различных отраслей экономики необходим авторитетный центр подготовки маркетологов;
• при подготовке специалистов нужно усилить внимание к овладению конкретными методами, процедурами и технологиями маркетинговой деятельности. Вместе с тем в учебном плане и учебных программах следует учитывать весь комплекс современных требований к маркетологу (не ограничиваясь только функциональными знаниями), включая формирование личных качеств и получение расширенного круга знаний;
• на основе постоянного изучения потребностей предприятий нужно формировать в вузах "банки вакансий" для выпускников, давать им требуемые знания о приемах и способах личной презентации при выборе места будущей работы.
Любой предприниматель должен овладеть навыками профессионального поведения, следуя этикету делового человека. Последний включает:
— правила представления и знакомства;
— правила ведения деловых бесед;
— правила деловой переписки и телефонных переговоров;
— требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
— требования к речи;
— знание делового протокола и т. п.
Правила представления и знакомства. Необходимо поприветствовать своего собеседника первым, предпочтительно обращаясь к нему по имени и отчеству (не следует злоупотреблять обращением только по имени, да еще в сокращенном варианте — на американский манер, что будет свидетельствовать о подражательстве). В нашей стране по традиции принято уважительно называть людей по имени и отчеству. По именам можно обращаться только к молодым людям, если они не возражают против такого обращения.
Можно называть по фамилии, но с обязательным добавлением слов «господин» или «товарищ» (не пытайтесь искусственно возвышать обращение «господин» в ущерб «товарищу» — это будет свидетельствовать о культурной неразвитости говорящего).
Обращение в деловой обстановке принято только на «Вы». При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через посредство человека, устраивающего встречу. Мужчина всегда представляется женщине первым, младших по возрасту следует представлять более старшим, а не наоборот.
Правила ведения деловых бесед:
— высказывайтесь кратко и по существу (россияне любят поговорить и зачастую неясно выражают свои мысли — это раздражает делового человека);
— осторожно используйте слово «я»;
— опирайтесь только на факты, а не на домыслы;
— не увлекайтесь деталями;
— избегайте назидательности;
— ищите пути урегулирования сложного вопроса, а не его обострения;
— при встрече с агрессивно настроенным партнером избегайте конфликтов.
Правила деловой переписки и телефонных переговоров. Деловое письмо должно быть кратким и понятным. Всякое письмо следует начинать с обращения «уважаемый», а в случае профессиональной дружбы — «дорогой». Затем следует имя и отчество или фамилия (товарищ, коллега, господин — перед фамилией). Не забывайте об общепринятых «пожалуйста», «будьте любезны», «будьте добры», «заранее благодарю», «с уважением», «до свидания», «до встречи» (заключительная форма вежливости).
Рекомендуется не складывать деловые письма в конверте более чем в 2 раза (текстом внутрь). Наиболее важные письма желательно не сгибать, а отправлять в больших конвертах. Отвечать следует не позднее чем через 5 дней. В случае задержки попросить извинения и объяснить причину несвоевременного ответа (письма должны быть аккуратно оформлены).
Разговор но телефону должен быть коротким, вежливым и касаться только существа дела.
Представляясь но телефону, необходимо четко назвать не только фамилию, но и имя и отчество. Употребив слова «пожалуйста» или «будьте добры» попросите нужного вам человека.
Следует знать, что первым впечатлением о вашей коммерческой фирме может быть то, как отвечают на телефонные звонки.
Голос по телефону может создать или разрушить представление о фирме, которую следует назвать, добавив «доброе утро» или «добрый день».
Помните: если телефонная связь прервалась, перезванивает тот, кто звонил. Не ведите частных разговоров в присутствии кого-либо.
Широкое распространение на практике получили визитные карточки. Они позволяют избежать недоразумений в обращении к человеку. Вручая кому-либо визитную карточку, вы тем самым показываете стремление и в будущем поддерживать деловые и личные контакты. Они выполняются на белой или слегка цветной бумаге, типографским способом отпечатаны ф., и., о., должности, адреса фирмы, № телефона.
Требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде. Предприниматель должен быть всегда опрятен: плохо завязанный галстук или нечищенные ботинки — свидетельство нетребовательности к себе или безразличия к окружающим, рассеянности и несобранности.