Введение.
Исследования Московского областного комитета статистики показали, что профессия предпринимателя по России в целом, большей частью мужская. Среди руководителей малых предприятий мужчины составляют 80%. Женщины в основном занимают нишу, связанную с исполнительскими функциями.
Абсолютное большинство бизнесменов находится в активном возрасте – от 26 до 50 лет. Более молодые заняты в торговле, постарше, с опытом – в производстве.
У тех, кто руководит малыми предприятиями, - образование высшее. Среднее и специальное образование имеет треть предпринимателей Московской области. И чем больше предприятие, тем весомее доля руководителей с высшим образованием: там, где работает более ста сотрудников, - высшее образование имеют 85% бизнесменов.
Наибольшая доля предпринимателей с высшим образованием трудится в сельском хозяйстве, в юридических и правовых учреждениях, оказывает услуги научного характера, занимается материально-техническим снабжением и сбытом, операциями с недвижимостью.
Состав тех, кто пришел бизнес, достаточно пестрый: бывшие руководители (в основном среднего звена) составляют большинство – более 50%, 7% - служащие, 5% - из рабочего класса, 4% - бывшие военнослужащие, 2% - учащиеся, наукой занимались 3%.
Опрос, проведенный в целом по России, показывает, что «первоначальным капиталом» бизнесменов являлись их знания, интеллект и накопленный жизненный опыт. Предприниматели, начавшие свой путь в бизнес из рабочей среды, а таких насчитывается только 7%, занимаются в основном предоставлением бытовых услуг и жилищным строительством.
Из российского исследования вытекает, что бывшие инженеры-технари, в бизнесе также склонны заниматься производством. Прежние служащие чаще всего занимали нишу торговли, выходцы из научно-технической интеллигенции делали бизнес на информатизационных системах, предоставлении интеллектуальных услуг, а также инжиниринговой и инновационной деятельности. Представители творческой интеллигенции обнаруживали в себе талант посредника, оказывая различные интеллектуальные услуги и занимались инновационными разработками.
Что же движет этими людьми? Что заставляет бросаться в волны неустойчивого рынка и неосвоенного бизнеса? В первую очередь, как показывают социологические исследования, это – стремление к личной свободе и независимости, желание реализовать свои профессиональные способности, стать обеспеченным человеком, повысить свое благосостояние, стремление принести больше пользы, завоевать авторитет у родственников и окружающих.
Женщины входят в бизнес в более зрелом возрасте, чем мужчины, и с более низким уровнем образования. Половина женщин-предпринимателей – бывшие служащие различного профиля. В малом и среднем бизнесе женщины более деловиты, возглавляют предприятия торговли и бытовых услуг, причем наиболее уверенно руководят там, где работает от 5 до 50 человек.
Портрет предпринимателя выглядит двояким. В нем сочетаются как положительные, так и отрицательные черты. Итак, можно отметить, что сегодняшний предприниматель энергичен, инициативен и находчив – 40%, что он рвач и стремится к легкой наживе – 30%, у него хорошие организаторские способности – 27%, он безразличен к государственным и общественным интересам – 26%, ему свойственны эгоизм – 24%, он профессионал, компетентен в бизнесе и знаток своего дела – 20%, ему свойственны трудолюбие и высокая работоспособность – 16%, он непорядочен, нечестен и необязателен в делах – 15%, неукоснительно соблюдает основное требование в бизнесе «хочешь жить сам, дай возможность жить другим» – 8%.
При суммировании оценок положительные качества перевешивают отрицательные. Это заставляет надеяться, что появление нового класса нашем обществе даст, в конце концов, положительные результаты.
Однако есть и трудности в развитии малого бизнеса. По данным объединения «Круглый стол» бизнеса в Росси» лишь 15% деловых людей в своей деятельности не сталкивались с угрозой бизнесу. Подавляющее же большинство постоянно встречается с различного рода факторами, угрожающими его делу или предприятию, причем каждый пятый довольно часто: недобросовестность деловых партнеров, вымогательство чиновников, политическая нестабильность в обществе, финансовая нестабильность, ущемление прав предпринимателей государственными органами и должностными лицами, вымогательство криминальных структур, отсутствие частной собственности на землю, угроза личной безопасности со стороны криминальных элементов.
Как видно, при такой раскладке без крепких связей с чиновниками, с криминалом, с деловыми людьми не обойдешься. Принцип «ты – мне, я – тебе» продолжает успешно конкурировать со здоровыми деловыми отношениями.
На сегодняшний день полный перечень необходимых и достаточных качеств маркетолога очень обширен. К хорошо изученным специальным знаниям, деловым и нравственно-этическим качествам следует добавить специфические личностные качества, характеризующие организаторские способности.
Организаторские способности определяются психофизиологическими свойствами личности и чертами характера. Всего насчитывается около двух тысяч терминов, которыми в научной, художественной литературе и в обычной речи описывают человека и его свойства, его поведение.
Выделим из них наиболее характерные свойства маркетолога и отсеем второстепенные, опираясь на представления о сущности и содержании труда предпринимателя (маркетолога), в котором на передний план выходит межличностное общение. Свойства личности, которые обеспечивают адекватное общение и эффективную регуляцию совместной деятельности, относятся к профессиональным качествам маркетолога.
В группировку качеств, относящихся к "организаторским способностям", включаются: адаптационная мобильность, стрессоустойчивость, контактность, доминантность, социально-адекватный тип общения. Эти качества, следуя методологии изучения личности в психологии, можно назвать частными организаторскими способностями.
Все они имеют сложную структуру, перекрываются друг другом и некоторыми другими качествами личности, которые также необходимы талантливому маркетологу. Опишем их смысловое содержание.
Адаптационная мобильность — группировка качеств, составленная из "внутренних" психофизиологических свойств личности и "внешних" социально-психологических качеств, связанных с поведением человека в структуре межличностных и организационно-управленческих отношений в коллективе. К ним относятся:
склонность к творческим формам деятельности, стремление учить других; стремление к непрерывным качественным изменениям в организации и содержании собственной деятельности в условиях, средствах и методах труда; стремление к непрерывному пополнению и углублению знаний; способность противостоять дестабилизирующему влиянию негативного поведения; стремление к обоснованному риску; низкие психологические барьеры на пути к нововведениям; стремление к расширению круга своих полномочий ("деловой экспансионизм"), инициативность, нетерпимость ко всему косному, консервативному, предприимчивость и т. д.