Другое необходимое условие — личный интерес. В обширной литературе по подбору и оценке руководящих кадров основное внимание уделяется двум фундаментальным проблемам: каким должен быть руководитель и кто может быть руководителем? Но существует и не менее острая проблема личного выбора, которая встает перед каждым человеком, выдвигаемым на руководящую должность: "Могу ли я быть руководителем, хочу ли я быть им и стоит ли мне заниматься этим делом?"
Выбирая профессию маркетолога, человек должен быть полностью осведомлен о всех требованиях, предъявляемых к современному специалисту, он должен уметь разбираться в собственных природных задатках, способностях и желаниях, реально оценивать свой опыт и знания, кроме того, он обязательно должен иметь правильное представление о своих потенциальных организаторских способностях. Только при этих условиях его выбор будет действительно свободен и разумен.
Вот почему необходимо давать каждому будущему специалисту в области маркетинга на самых ранних стадиях его обучения в вузе (а быть может, уже в средней школе) базовую подготовку к деятельности руководителя. Программа подготовки должна содержать как теоретическую часть, так и определенную практику управления коллективной деятельностью. В педагогических кругах давно дебатируется вопрос о целесообразности избыточного образования, универсализации и специализации. Очевидно, что узкая специализация позволяет готовить работников, не требующих дополнительной должностной подготовки; универсализация дает специалистов широкого профиля, способных легко приспосабливаться к технологическим изменениям, а избыточное образование — это непременное условие полноценного формирования гражданина, отвечающего самым высоким эталонам гармонично развитой личности.
Дейл Карнеги, известный во всем мире публицист, психолог, знаток человеческих натур, приводит свои рекомендации, следуя которым, можно без особого труда производить на людей благоприятное впечатление, входить к ним в доверие, завоевывать расположение, побуждать к действию и т.д.
«В своих взаимоотношениях с людьми не забывайте, что имеете дело не с логично рассуждающими созданиями, а с созданиями эмоциональными, исполненными предрассудков и движимыми в своих поступках гордыней и тщеславием.
А критика является опасной искрой, которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости.
Конфуций сказал: «Не жалуйтесь по поводу того, что на крыше вашего соседа лежит снег, если ваш собственный порог не очищен».
Сначала усовершенствуйтесь сами.»1
Шесть правил, соблюдение которых позволяет
понравиться людям.
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и
самый важный для него звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других
говорить о себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения.
Правило 1. Единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него.
Правило 2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
Правило 5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».
Правило 6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
Правило 7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
Правило 8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
Правило 9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам.
Правило 11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффективно.
Правило 12. Бросайте вызов, задевайте за живое.
Девять правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды.
Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
Правило 3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
Правило 4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать.
Правило 5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.
Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».
Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
Правило 8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то , на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.
Маркетинг тесно связан с внутрифирменным управлением. Практически невозможно разделить маркетинг и управление, маркетинг и производство — эти функции все более сливаются. Маркетинг — одна из важнейших концепций управления предприятием в рыночных условиях, он позволяет составлять реальные программы производства и реализации, способствует быстрому реагированию на изменения, происходящие во внешней бизнес-среде, и на рынке в частности, и создает существенные преимущества в конкурентной борьбе.
Маркетинговая деятельность при любой степени развития рынка способна корректировать действия экономических субъектов, потребителей и производителей. Маркетинг — это образ мышления. Его справедливо называют философией управления, философией бизнеса в условиях рыночных отношений.
Во всем мире маркетинг признан чуть ли не самым эффективным инструментом, который позволяет предприятию не уступить конкуренту, расширить сбыт, привлечь инвестиции и, как следствие, увеличить доход и прибыль.
Распространяя это положение на всех субъектов предпринимательства страны, корректно утверждать, что экономика страны обречена на отсталость до тех пор, пока руководители субъектов предпринимательства всех уровней не осознают, что залог успеха коммерческой деятельности кроется в доскональном изучении и знании рынка. К сожалению, пока таких предпринимателей, успех которых обеспечен профессиональным поведением на рынке, совсем немного, а наличием специалистов по маркетингу может похвастать лишь каждое пятое предприятие. А ведь предприятие не может быть лучше своей службы маркетинга.
Опыт подготовки специалистов в области маркетинга, накопленный в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова за последние годы, убеждает в том, что речь идет не о приспособлении их к действующим на предприятиях традиционным "дорыночным" структурным подразделениям, а о выполнении принципиально новой системной функции хозяйствующего субъекта по его взаимодействию с рынком.