Далее детализируется соответствие общего свойства «Выполняемые действия» ОКП второго уровня СММ с элементом «7. Реализация продукции» МС ИСО 9001:2000.
В этой ОКП описывается порядок действий, обеспечивающий появление понятных и заказчику, и исполнителю требований к конечному продукту. Данная ОКП определяет следующие цели:
1. Системные требования, предъявляемые к ПО, должны быть контролируемыми и являться основой для проектирования ПО и диспетчеризация хода выполнения проекта.
2. Планы разработки ПО, продукция и действия сохраняют непротиворечивость с предъявляемыми системными требованиями.
Достижение этих целей подразумевает наличие:
системы разработки технических заданий (ТЗ) на ПО (как начало управления требованиями);
системы заявок и уточнений на протяжении всего жизненного цикла ПО;
технологии согласования требований на протяжении всего жизненного цикла ПО (электронная почта, системы электронных сообщений, система управления документооборотом и т. п.).
Уровни оценки зрелости ОКП «Управление требованиями» даны в табл. 3.
Таблица 3 - Уровни оценки зрелости ОКП «Управление требованиями»
Качественная характеристика уровня зрелости |
% |
0. Требования заказчика формулируются и принимаются в устной форме и затем нигде не фиксируются |
0 |
1 . Требования заказчика фиксируются в разрозненных документах; прослеживаемости исполнения нет |
20 |
2. Ведется диспетчирование заявок заказчика, стадии их исполнения, уровень удовлетворенности заказчика |
40 |
3. Тесная координация работы с Заказчиком, заказчик интегрируется в процесс разработки ПО |
60 |
4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по удовлетворенности заказчика (для планирования приоритетов) |
80 |
5. Система управления знаниями (СУЗ) в повседневной работе помогает заказчику конфигурировать заявки на ПО с учетом будущих потребностей |
100 |
Для повышения качества процесса управления требованиями необходимо, чтобы культурой обмена электронными заявками (письмами, требованиями и т. п.) обладал не только разработчик, но и заказчик.
УИ в начале внедрения СММ находилось на уровне 15% зрелости данной ОКП. В начале 1999 г. в УИ внедрялась система учета заявок от подразделений
предприятия (на базе BPI-компоненты — ПО, направленного на преобразование заявок в конкретные задания для персонала). Попытка не удалась, и уровень управления требованиями остался прежним.
CIT в 1999 г. находилась на уровне 15%. С вводом в практику приема заявок заказчиков по E-mail, автоматического формирования заданий в Prose Уровень зрелости, %
Рис. 1. 1 -УИ; 2- CIT оценивается на 40% .
(связанных с данными заявками), учета удовлетворенности и пожеланий заказчиков, уровень зрелости данной ОКП здесь
ОКП «Планирование проекта» осуществляется в рамках трехуровнего внутрифирменного планирования. Внутрифирменное планирование включает:
I. «Стратегическое и годовое тактическое планирование», определяющее задачи и финансовые результаты, которых организация хочет достичь в заданный плановый период;
II. «Объемно-календарное планирование» (или «Планирование проекта»), определяющее этапы исполнения проекта, календарный график начала и завершения этапов, результат этапов;
III. «Задание на выполнение работ», подразумевающее детализацию выполнения проекта до индивидуальных заданий исполнителям с определением нормативной трудоемкости, квалификационных требований и используемого инструментария,
Таблица 4 - Уровни оценки зрелости ОКП «Планирование проекта»
Качественная характеристика уровня зрелости |
% |
0. Планирования нет, есть авральное реагирование на внешние события |
0 |
1. В наличии первый уровень планирования (на базе бюджетирования) |
20 |
2. Наряду с первым уровнем вводится третий уровень планирования, второй уровень планирования — формальный |
40 |
3. Работают все уровни планирования, центральное место занимает второй уровень (оценка альтернативных решений) |
60 |
4. Накапливаются формализованные знания (метрики) по элементам планирования (качество, время, ресурсы, взаимодействие, риски, реагирование, условия заказчика), что позволяет получать качественные планы второго уровня |
80 |
5. СУЗ автоматически отслеживает критические моменты, помогая в перепланировании |
100 |
Уровни оценки зрелости ОКП «Планирование проекта» показаны в табл. 4.
Первый уровень планирования реализуется с помощью финансового плана с детализацией по отдельным бюджетам организации. Второй уровень является одним из элементов ТЗ или договора с заказчиком. Как и ТЗ, «Планирование проекта» не является жестким требованием, а, скорее, прогнозом реализации проекта. Обязательство исполнения точно в срок связано не со вторым, а с третьим уровнями планирования — «Задание на выполнение работ». Данная ОКП ставит следующие цели:
1. Нормативы на разработку ПО (временные и стоимостные оценки) должны быть задокументированы для использования при планировании и отслеживании проектов.
2. Действия и обязательства по проектам должны планироваться и документироваться.
3. Задействованные группы и личности должны выполнять обязанности, связанные с проектом.
УИ в начале внедрения СММ находилось на первом уровне оценки зрелости данной ОКП (20%). В 1999 г. в УИ внедрялся третий уровень планирования (на базе той же BPI-компоненты). Попытка не удалась. В УИ уровень управления проектами остался прежним.
CIT в 1999 г. находилась на уровне 20%. С вводом в повседневную практику