Введение
В настоящее время, в условиях конкуренции, перед организациями ставится очевидная задача - завоевать СВОЕГО клиента. А также удержать его. Для этого необходимо вовремя установить потребности клиентов и предложить тот самый продукт, который полностью удовлетворит эту потребность.
С появлением в России частных организаций, занимающихся хозяйственной деятельностью, и появлением новых технологий в области программного обеспечения, у организаций возникла потребность в автоматизации учета этой самой деятельности.
Удовлетворить такую потребность взялись несколько организаций, среди которых московская фирма «1:С». Но одна она просто физически не справлялась с такой задачей. Вследствие чего был создан такой институт как «1:С-Франчайзинг». Таким образом, у фирмы появились партнеры – внедренческие организации, занимающиеся удовлетворением потребностей в автоматизации учета непосредственно на местах.
Но любая потребность после её удовлетворения, порождает другую потребность, и тот, кто вовремя её выявит и предложит варианты ее удовлетворения оказывается в выигрыше.
Основной деятельностью внедренческой фирмы- франчайзи является оказание услуг по внедрению в организации автоматизированного учета; то есть непосредственно «на местах» выявляют эти самые потребности и ищут варианты их удовлетворения.Для внедрения требований МС ИСО серии 9000:2000 необходимо определить наиболее острые проблемы управления предприятиями. В работе охарактеризованы «болезни российского менеджмента», некоторые из них рассматриваются авторами на примере информационных служб, чья деятельность связана с разработкой и сопровождением программного обеспечения (ПО). Такой выбор обусловлен следующими причинами.
I. Использование информационных технологий (ERP-систем, средств телекоммуникаций и т. п.) является залогом эффективного внедрения современных методов управления предприятием. Внутренние иформационные службы и внешние консалтинговые организации внедряют и сопровождают данные технологии на предприятии. От качества их работы во многом зависит успех непрерывного улучшения бизнес-процессов предприятия (BPI - Business Processes Improvement);
II. Именно в области информационных технологий (ИТ) наиболее явно проявляется такой принцип МС ИСО 9000:2000, как «Лидерство». Лидер стремится применять новые подходы и методы, направленные на эффективное использование вычислительной техники (ВТ) и выявление будущих потребностей пользователя. Лидеры закладывают в информационной системе (ИС) предприятия возможности, которые в текущий момент еще не полностью используются, но в будущем дадут предприятию широкий маневр для развития бизнеса.
III. Развитие средств телекоммуникаций (E-mail, Интернет, ICQ и т. п.) готовит революцию в области организации производства, которую можно сравнить с революцией конца XIX в., вызванной развитием железных дорог и использованием расписаний. Область программирования и сопровождения ИС - авангардная в новой промышленной революции . Происходит перераспределение центров производства ПО. Средства телекоммуникаций делают равнозначными рабочие места, расположенные в соседних комнатах и удаленные на десятки тысяч километров друг от друга. Уже сейчас ведущие западные фирмы за счет субподрядчиков из Индии или России могут удешевить работы в 30 раз и добиться круглосуточного сопровождения ПО, тем самым, повышая качество сопровождения на порядок. Но для ведущих фирм США, Европы использование субподрядчиков из России связано с риском получить некачественную и несвоевременно исполненную работу. Для России существует угроза остаться на обочине глобального перераспределения центров разработки ПО. Так, Индия в 1999 г. заработала 2 млрд долл., получая субподрядные работы на разработку ПО и передачу результатов заказчику через Интернет, Россия - только 70 млн долл.
Некачественная работа российских информационных служб, кроме того, является сдерживающим фактором развития всего промышленного сектора в России. Для решения задачи организации работ по развитию ПО с начала 90-х годов в США (затем и во всем мире) используется методология СММ (Capability Maturity Model for Software) — Эволюционная модель развития способности компании разрабатывать и сопровождать ПО, которую поддерживает SEI (Software Engineering Institute) — Институт разработки ПО. Этот институт входит в состав американского университета Карнеги-Мелона. Использование СММ позволит российским предприятиям поставить разработку ПО на промышленную основу, повысить производственную культуру, гарантировать качественную работу и исполнение проектов точно в срок.
Далее элементы СММ соотносятся с под-элементами МС ИСО 9001:2000, названия которых заключены в скобки.
СММ рассматривается через призму практического опыта ее внедрения Центром информационных технологий «Платон» (г. Пенза) в Управлении Информатизации (далее УИ) — служба одного из крупнейших предприятий региона, и в Информационной организации «CIT» (далее CIT).
В УИ до августовского кризиса 1998 г. работала сильная команда, создавшая и сопровождающая ИС предприятия. После него данное предприятие применило «даунсайзиш» (снижение затрат за счет массового сокращения кадров), в результате произошла потеря лидеров. Вся деятельность УИ базировалась на личностях, а не на процедурах. Бизнес данного предприятия сильно зависел от ИС, поэтому крах последней означал крах самого предприятия. В этих условиях началось внедрение СММ. Перед УИ были поставлены следующие цели:
задача минимум - стабилизировать ситуацию эксплуатации и сопровождения ИС (качество ИС не должно упасть по сравнению с «докризисным» периодом);
среднесрочная задача — темпы развития ИС предприятия не должны снижаться в условиях ограничения ресурсов (сохранить качество процессов при снижении стоимости);
задача максимум — добиться высокого уровня развития и сопровождения ИС, независимо от внешней и внутренней среды (добиться постоянного уровня качества ИС).
Достижение данных целей на практике означало решение задачи BPI в УИ и выход на второй уровень СММ с направлением на третий уровень. Была выполнена только задача минимум.
Сравним результаты, полученные УИ и CIT.
Структура СММ. Сопоставление СММ и МС ИСО 9001:2000
По степени погружения в СММ информационная служба может быть аттестована по одному из пяти уровней зрелости, представленных на схеме 1 (данные уровни соотносятся с уровнями BPI ).
I. Хаос (начальный уровень) — Initial — «самоорганизующийся хаос». Качество ПО и процессов его разработки на данном уровне является случайной вели-
Схема 1
чиной и напрямую зависит от способностей отдельных сотрудников. Стоимость разработки ПО высока, результат непредсказуем. Для нашего примера (внедрение СММ в УИ) на данном уровне решается задача минимум.