П. Контроль (повторяемость) — Repeatable — осуществление планирования, налаживание учета и контроля деятельности, и, как следствие, балансировка основных целей. При выходе на второй уровень деятельность предприятия становится прозрачной, возможно повторение ранее достигнутых успехов. Качество ПО все еще зависит от способностей отдельных личностей. Основное внимание на данном уровне уделяется управляющим процессам. Результат становится предсказуемым. Для нашего примера на данном уровне решается среднесрочная задача.
III. Начало оптимизации (определенность) — Difmed — управляющие и прикладные действия по работе над ПО задокументированы, стандартизованы и объединены в общий для всех проектов процесс создания ПО. Данный уровень характеризуется точной временной оценкой деятельности и расчетом себестоимости продукта. Целью (и критерием выхода на данный уровень) является создание «инкубатора лидеров». Качество ПО не зависит от способностей отдельных личностей. Основное внимание уделяется прикладным процессам и организационной поддержке. На данном уровне решается задача максимум.
IV. Управление- Managed - собраны подробные данные о процессах работы над ПО и компонентах продукции. Все процессы и компоненты продукции количественно оцениваются и контролируются. Основное внимание на данном уровне уделяется качеству продукции и процессов работы.
V. Высокая оптимизация - Optimizing — обеспечивается BPI при помощи количественных оценок и внедрения инновационных идей и технологий.
Каждый уровень СММ характеризуется областью ключевых процессов (ОКП). ОКП - совокупность взаимосвязанных процессов, которые при совместном выполнении приводят к достижению определенного набора целей. Достижение всех целей в рамках ОКП для определенного уровня СММ определяет соответствие организации данному уровню. Если хотя бы одна цель хоть одной ОКП уровня СММ не достигнута, то организация не может соответствовать данному уровню СММ. ОКП можно разбить на три категории: управляющие (Management), организационные (Organization) и обеспечивающие (Engineering) (табл. 1).
СММ не определяет все процессы, имеющие отношение к разработке программного обеспечения; выделяются только те, которые необходимы для достижения уровня СММ, они и включаются в ОКП. Каждая ОКП разбивается на пять общих свойств (Common Features): обязательство выполнить (Comment to perform); способность выполнить (Ability to Perform); выполняемые действия (Activities Performed); измерение и анализ (Measurement and Analysis); проверка реализации (Verifying Implementation).
Общее свойство «Выполняемые действия» описывает действия, которые необходимо выполнить для достижения целей ОКП, остальные четыре общих свойства описывают формальные факторы, делающие процесс частью корпоративной культуры (следование курсу непрерывного улучшения). Полное выполнение всех ключевых приемов (keypractice) из всех общих свойств обеспечивает достижение целей ОКП. Ключевые приемы описывают, каким должен стать рабочий процесс (или элемент процесса, или часть инфраструктуры), но не определяют способ достижения (конкретные технологии или методики), хотя для некоторых ключевых приемов даются общие рекомендации. Для различных условий один и тот же результат может достигаться разными способами. Ключевые приемы — это скорее общие принципы работы, чем конкретные действия. Последовательное выполнение общих свойств фактически реализует цикл BPI (схема 2), т. е. непрерывное улучшение бизнес-процессов.
Таблица 1 - Каждый уровень СММ характеризуется областью ключевых процессов (ОКП).
Уровни зрелости | Категории процессов | ||
управляющие | организационные | обеспечивающие | |
V. Высокая оптимизация | Управление процессами через количественные оценки | Управление качеством ПО | |
IV. Управление |
Управление изменением технологии Управление изменением процессов |
Предотвращение дефектов | |
III. Начало оптимизации |
Общее управление ПО Координация совместной работы групп |
Организация работ внутри групп Создание функциональных моделей организационных процессов Программа обучения персонала |
Проектирование ПО Выявление дефектов на ранних стадиях |
II. Контроль |
Управление требованиями Управление субконтрактами Контроль за выполнением проектов Планирование проектов Обеспечение качества ПО Управление конфигурацией | ||
I. Хаос |
Случайные процессы |
Схема 2 - цикл BPI (непрерывное улучшение бизнес-процессов)
Цикл BPI действует на каждом уровне СММ. В табл. 2 проведены параллели между общими свойствами СММ и элементами стандарта ИСО 9001:2000.
Таблица 2 - параллели между общими свойствами СММ и элементами стандарта ИСО 9001:2000.
Общие свойства СММ |
МС ИСО 9001:2000 |
1. Обязательство выполнить |
5. Ответственность руководства |
2. Способность выполнить |
6. Управление ресурсами |
3. Выполняемые действия |
7. Реализация продукции (частично): 7.2. Процессы, связанные с потребителем; 7.3. Проектирование и разработка; 7.4. Закупки; 7.5. Деятельность по производству и обслуживанию продукции |
4. Измерение и анализ |
8. Измерение, анализ и улучшение (I часть): 8.1. Планирование; 8.2. Измерение и мониторинг; 8.3. Управление несоответствиями; 8.4. Анализ данных для улучшения |
5. Проверка реализации |
8. Измерение, анализ и улучшение (11 часть): 8.5. Улучшение |